Восточный Казахстан терроризируют волки
Новости ВКО. В Восточном Казахстане участились случаи нападения волков на скот. Урон, который несут крестьянские хозяйства, составляет миллионы тенге. На сегодня численность серого хищника в области, по оценкам специалистов, достигает полутора-двух тысяч голов. Больше всего зверь лютует в отдаленных степных районах – Абайском, Аягозском, Тарбагатайском, Урджарском, Курчумском. Только за первую неделю нового года в местные акиматы поступили десятки звонков о потерях лошадей, скота. Точный ущерб от волчьих набегов люди даже не берутся подсчитать.
Санитар или хищник?
У профессиональных лесников к волку двойственное отношение. С одной стороны, волк – санитар леса, уничтожает слабых, больных животных. На Алаколе и Зайсане, по рассказам местных егерей, благодаря серому хищнику сохранилась популяция кабанов. Слабые детеныши, по закону дикой природы, в выводке обычно бегут последними. И быстро попадают в зубы хищнику.
С другой стороны, волк – все-таки лютый хищник. Взрослому зверю в день требуется не меньше 10 килограммов мяса. Средняя стая – 6–10 голов. И если волк голоден, он будет преследовать и резать все, что движется, – домашний скот, диких животных, человека. В таежном селе Парыгино до сих пор помнят случай, когда 10-летний школьник чудом спасся от страшных клыков. Волк выследил мальчика, который каждый день ходил за несколько километров в школу по лесной дороге. Ребенок, спасаясь, вскарабкался на столб и просидел там пять часов! Все это время лютый зверь неподвижно стерег свою жертву внизу. Хищника спугнул только случайный автомобиль.
Коварный охотник
Нападать на скот, по словам крестьян, волки начинают еще в сентябре. В это время они учат своих детенышей искусству брать добычу. На настоящую охоту уже обученная стая выходит с наступлением зимы. Вот какой случай рассказалзамначальника оперативного отряда по охране животного и растительного мира Василий ТКАЧЕНКО:
– Лесники сообщили, что волки гонят стадо лосей, – вспоминает он. – Мы подняли вертолет и видим: на берегу горной речки в снегу лежат восемь больших лосей-самцов. Рядом три волка. И те и другие устали от погони по глубокому снегу. Тронься хоть один лось дальше по сугробам – стая сразу бы растерзала его. В декабре похожий случай произошел в Катон-Карагайском районе. На речке мы заметили израненную лосиху, рядом двух волчиц. Лед весь в крови, в клочках шерсти. Мы пристрелили хищников. Оказалось, одна волчица – старая матерая самка, другая – молодая, только начинающая...
Страшные мгновения пришлось пережить чабану из села Бурабай в Курчумском районе. Вокруг его отгона стала кружить стая. Старик схватил жердину и на коне начал преследовать вожака. Он замахнулся палкой, но волк буквально впился зубами в дерево и вырвал жердь из рук чабана. В одно мгновение зверь из жертвы превратился в охотника. Лютый вожак стал рвать коня, чтобы затем убить человека. Хорошо, чабан догадался скинуть фуфайку и отвлечь хищника.
Звериный характер
При этом, по словам бывалых охотников, волка отличает редкая в дикой природе готовность жертвовать собой. Вожак до последнего будет уводить стаю от опасности, а если скрыться невозможно, развернется к врагу грудью. Чтобы броситься в бой. И не важно, кто перед ним – охотник, медведь, снегоход, вертолет...
– Численность хищника необходимо держать под контролем, – заметил Василий Ткаченко. – Уничтожить этого зверя невозможно, да и не нужно – главное, чтобы сверх меры серые не расплодились. У нас каждый год добывают свыше трехсот шкур. Общая численность примерно полторы-две тысячи голов. Но это приблизительная цифра, зверь мигрирует, прячется. Мы пытаемся регулировать поголовье, в области действует специальная программа. Но из районов все время сообщают о нападениях на домашний скот.
По мнению специалистов, подойти близко к населенным пунктам хищника заставил ряд многоснежных суровых зим. На первый взгляд это большая беда, экономика области теряет от клыков серых разбойников миллионы тенге. Но в то же время потерявшего бдительность зверя легче выследить.
Галина ВОЛОГОДСКАЯ
Восточно-Казахстанская область, Газета "Караван"