Восточно-казахстанцы борются со стихией.
Водное сражение
Галина Вологодская, Виктор Вологодский (фото), Усть-Каменогорск – Уланский район
В минувший выходной по телефону сообщили: "Топит Украинку!”.
Мы выехали в командировку.
По обе стороны трассы Усть-Каменогорск – Семей – два бурлящих потока, вдоль обочин – мешки с песком. Еще недавно паводок шел такой высоты, что выходил на полотно. Уже возле деревни слышим звук… водопада. Мощный 5-метровый поток талой воды вымыл колоссальную яму и с ревом падает в эту пропасть.
На въезде в село сразу видны следы недавней тревоги – мешки с песком, тракторная колея, грязь после отступившей воды.
– Вода пошла около четырех часов дня, – вспоминает жительница села Валентина НИКОЛАЕВА. – Похожее наводнение, как говорят старожилы, было в 1957 году. Тоже из-за большого снега. К счастью, не растерялись. Стали делать обводные каналы, строили дамбы. Всем селом.
Первые следы злодеяний паводка – автомобильная дорога. Капитальный асфальтированный участок, который соединял Новоодесское с основной трассой, разрушен. Теперь до села идет только запасная дорога.
– В селе ждали паводок, – встретил нас в Новоодесском начальник районного отдела земельных отношений Марат ТОКЕЖАНОВ. – Люди заранее вывезли на отгоны скот, заготовили мешки с песком, узнали у стариков, где раньше шли ручьи. И все равно никто не ожидал, что будет такая вода!
Первым на пути стихии оказался дом пенсионера Ивана АКЕНТЬЕВА. Все село поднялось как по команде, начали возводить заграждения. Поток талых вод с полей шел с двух сторон, да с таким напором, что смыло дорожный мост. Угроза разрушения нависла над вторым мостом через деревенскую речку между двумя частями Новоодесского. Огромную помощь в его спасении оказали "условники” – местные поселенцы, вышедшие на условно-досрочное освобождение.
– Село отстояли общими усилиями, – рассказал пенсионер Василий ТЮКИН. – Токтарбек КАБДУАЛИЕВ пять суток не выходил из экскаватора, рыл канавы. Бесплатно, без всякого приказа. Старики по ночам дежурили, следили за уровнем воды. В любой час можно было войти в любой дом, и тебя обязательно поили чаем. Жаксылык КАСЕНОВ, Алхаз БАЙСЕКОВ без лишних разговоров дали технику своих крестьянских хозяйств. Вода до сих пор идет на село, затоплены улицы, дворы, погреба. Но дома не пострадали. Главный ущерб – три утонувшие курицы.
Мы задавали этот вопрос каждому, с кем пришлось разговаривать в двух уланских селах. И в Украинке, и в Новоодесском нам говорили одно: "Стихия!”. Такой снег никакими лопатами с полей не раскидать.
– Но выводы сделать необходимо, – в заключение заметил пенсионер из Новоодесского Иван Акентьев. – Теперь все убедились, что хотя бы раз в 50 лет в области бывает большая вода.