23:27

Ремёсла для оптимистов

Казалось бы, неразрешимую проблему удалось решить Восточно-Казахстанскому музею. 

   Казалось бы, неразрешимую проблему удалось решить Восточно-Казахстанскому музею. Здесь смогли поставить крест на безработице, причём нашли работу тем, кто в этой жизни был хоть чем-то да обделён, а главное – подошли к этому красиво, по-творчески, причём во всех смыслах.

   Восточно-Казахстанский областной архитектурно-этнографический и ландшафтный музей-заповедник не устаёт удивлять как горожан, так и гостей Усть-Каменогорска своими начинаниями и сюрпризами, которые в последнее время носят не только эстетический, но и социальный, более того – чисто практический характер. На этот раз идея создания на базе музея ресурсного центра воплотилась как нельзя более удачно, предоставив работу так называемой уязвимой части населения – пенсионерам, школьникам, инвалидам.

   Не секрет – сегодня по-новому начинают цениться изделия из природных материалов. Всё большую популярность приобретают вещи, сувениры, сделанные вручную. Будь то игрушка из рогозы или глины, тапочки или валеночки из войлока, сотканный коврик или половичок – люди покупают их как для красоты, так и для использования в хозяйстве. Вот только платят обычно за такую редкость большие деньги. В Усть-Каменогорске решили начать развивать прикладные искусства и при этом убили сразу несколько зайцев: и мастеров работой обеспечили, и потребительский спрос удовлетворили, и старинным искусствам умереть не дали.

    Связь с народными мастерами и умельцами в музее поддерживали всегда. В залах музея устраивали выставки поделок ремесленников, позже – распродажи и ярмарки, а в 1990 году даже была создана «Ассоциация народного творчества и ремёсел Восточного Казахстана». Изделия мастеров реализовывал художественный ларёк, открытый во внутреннем дворике музея. Но лишь с образованием «Ресурсного центра ремесленников в ВКО» кустари-одиночки стали собираться вместе, обучаться здесь основам маркетинга, проводить мастер-классы, выставки. В общем, выстроилась целая инфраструктура с разработкой проекта, поставкой сырья, продажей продукции. И ожили уже забытые, но когда-то традиционные в наших краях промыслы – плетение циновок, художественный войлок, казахское ткачество на станках.

    Немало безработных, пенсионеров, переселенцев из Китая и Монголии, инвалидов дали вторую жизнь полузабытым ремёслам и получили доходное дело. Участвуя в выставках, мастера становились победителями республиканских и международных конкурсов, а вместе с признанием они учились зарабатывать деньги. Так участница нескольких тренингов, бывшая безработная Гульнар Кожамжарова из Катон-Карагайского района стала дипломантом республиканского конкурса «Шебер» в 2009 году, и теперь сама проводит ремесленные тренинги за пределами своего региона. Другая финалистка этого же конкурса – ковродел Нурбану Буралбай несколько лет назад с семьёй приехала из Монголии. На новом месте с работой было тяжело, здесь и пригодилось умение ткать ковры.

– Как я пришла к своему мастерству? Мне кажется, оно всегда было со мной. В нашей семье, когда мы ещё жили в Монголии, ткали и бабушка, и мама, а я с 8 лет уже пыталась им помогать. Обычное дело на селе. Всё убранство юрты мы делали себе сами, передавая навыки и технологии от старших младшим. В 9 лет я уже самостоятельно соткала себе пояс, шила, вышивала. Эти навыки пригодились мне во времена безработицы уже в Казахстане. С 2003 года я участвовала в конкурсах и стала одной из финалисток, потом благодаря программе «Развитие ремёсел» я и оказалась в музее.

    По словам мастерицы, сотрудничество с ресурсным центром приносит очевидную пользу: приобретение качественного сырья, сбыт, место для работы – с этим здесь проще. Но главное – появилась возможность сотрудничества с другими мастерами, обмен опытом, освоение каких-то новых технологических приёмов.

    Поддерживает коллегу по ремесленному мастерству и Зоя Прокопьевна Быкова. Заниматься плетением из бересты, лозы, рогозы она начала около 20 лет назад. Поняла, что есть к этому и желание, и способности. В поисках знаний обратилась в этнографический музей. Здесь помогли.

– Меня направили к мастеру Павлу Андреевичу Никулину, – вспоминает Зоя Прокопьевна. – Это был уникальный человек, работал и с берестой, и с лозой. Специально ездил в Россию, в те деревни, где сохранилась исконная технология работы с этими материалами.

   Теперь Зоя Прокопьевна учит других, к ней приходят и дети, и взрослые, много учителей. Отбоя от желающих научиться древнему искусству нет.

   Выгоды сотрудничества осознал и учредитель фонда инвалидов по зрению «Возрождение» Руслан Баснукаев. Его жизненная установка чёткая и неизменная: инвалид не должен побираться по благотворителям, он должен найти дело по силам и научиться зарабатывать себе на кусок хлеба. Фонд «Возрождение» поддерживает и продвигает таких инвалидов с активно-самостоятельной жизненной позицией.

   Сейчас Руслан Баснукаев претворяет в жизнь проект столярного цеха с рабочими местами для инвалидов. Пробная линия производства по изготовлению багетных рамок базируется в Городе мастеров того же музея, но Руслан Баснукаев уверен, что это не размах для настоящего дела – надо разворачиваться по-настоящему.


megapolis.kz

Читайте также
Обсуждение
Всего комментариев: 0
avatar