01:06

Призрачное счастье

18-летняя Юля ЛАВРИНЕНКО испытала на себе, что значит быть невидимкой. Она дышит, ходит, разговаривает, смеется, мечтает и считает дни до появления на свет первенца, а для государства Юля - фантом, призрак, не более…
  18-летняя Юля ЛАВРИНЕНКО испытала на себе, что значит быть невидимкой. Она дышит, ходит, разговаривает, смеется, мечтает и считает дни до появления на свет первенца, а для государства Юля - фантом, призрак, не более…

  Как еще назвать человека без документов? Без удостоверения личности сейчас нельзя даже сдать ЕНТ и получить аттестат зрелости, что уж говорить про то, чтобы устроиться на работу, оформить пособие, купить билет на поезд. Да много еще чего нельзя… А у Юли еще недавно не было даже свидетельства о рождении! Об этом в службе поддержки семьи при центре адаптации несовершеннолетних Семея узнали, когда будущую маму на восьмом месяце беременности привела сюда за руку бабушка.
- Я сразу поняла, что Юля - заложница обстоятельств, - рассказывает социальный педагог службы поддержки семьи Жанаим ЧАЛКАРОВА. - Ей вот-вот рожать, а у нее нет документов. Значит, и актовую запись в книге регистрации о рождении ее ребенка сделать нельзя! Получается, малыш как бы и не появлялся на свет!.. Но в этом нет Юлиной вины. По закону по достижении 16 лет человек не сможет получить удостоверение личности, если у его родителей нет документов. А у Юли именно такая ситуация. Теперь у них уже нельзя спросить, почему они - непьющие, работающие люди - проявили такое легкомыслие? В 2005 году от рака умер ее отец. А в мае этого года тяжелый недуг свел в могилу и ее мать… Девушка имела полное право получать пособие по потере обоих кормильцев. Но как это сделать без документов?
Юля до сих пор с трудом верит в то, что произошло: 4 июня она пришла в службу поддержки семьи, а уже через 16 дней получила удостоверение личности!

- Я так долго билась как рыба об лед, что уже думала, это никогда не произойдет, и вдруг - такая скорость! Чудо… - утирает слезы радости теперь уже бывшая "невидимка”.
На этом, однако, чудеса не закончились. 25 июня, в день ее совершеннолетия, истекал срок, когда девушка могла оформить пособие по потере кормильцев. Оставалось всего 5 дней, а для полного пакета документов не хватало еще СИКа и РНН. Но… успели!

  Каково же было удивление Жанаим Чалкаровой, когда вслед за Юлей о помощи попросили ее гражданский муж Игорь МАКАРОВ и старшая сестра Галина! Оказалось, они тоже долгое время жили без надежды получить документы.
  Галина Лавриненко ухитрилась выучиться на парикмахера даже без свидетельства о рождении. После получения диплома ей снова повезло - в частном салоне красоты, куда она устроилась работать, о документе, удостоверяющем личность, даже не спросили! А потом Галя влюбилась. Увы, любимый человек бросил ее, когда 18-летняя девушка была на седьмом месяце беременности. Молодая мама, не имеющая документов, не смогла подать на установление отцовства и взыскание алиментов. Не получала она и декретных, единовременного пособия на рождение ребенка, пособия до достижения малышом одного года… Сейчас ей уже 22, а сыну Виталику 4 года. У него, как и у мамы, нет свидетельства о рож­дении. Даже попасть в детский сад для мальчугана - несбыточная мечта!
  Спутник Юли Лавриненко, 18-летний Игорь Макаров, тоже не может дождаться получения удостоверения личности по вине родителей. Его отец с матерью живут без документов и… без желания их обрести.
- С Галей и ее ребенком особых проблем не будет, - комментирует Жанаим Чалкарова. - А вот случай с Игорем сложнее. Чтобы он получил удостоверение личности, необходимо сначала выправить документы его матери и отцу. Но они пьют, "висят” на шее у одного из своих родителей… Не на аркане же их вести! Будем искать выход…
Молодые знают, что у них должна родиться девочка! Даже имя ей уже придумали - Анастасия. Из-за того что у Игоря нет документа, удостоверяющего личность, данные отца запишут со слов матери. А это значит, что, хотя у новорожденной малышки отчество будет Игоревна, фамилия останется мамина - Лавриненко. И до тех пор, пока у папы не появятся документы, Юлин статус - мать-одиночка…
- Конечно, это очень неприятно, - хмурит брови Игорь. - Я хочу, чтобы у нас с Юлей было все, как у людей. Пусть и не сразу, но мы обязательно поженимся, и дочка будет носить мою фамилию!
Жанаим Чалкарова ему верит:
- Несмотря на молодость и сложные жизненные обстоятельства, Игорь - серьезный и ответственный. Он освоил премудрости евроремонта, неплохо зарабатывает. Когда Юля получит пособия по потере кормильцев за все время, что не получала их, влюбленные, добавив накопления Игоря, смогут купить небольшой домик. Сейчас они ютятся в старой двушке с бабушкой, сестрой Галей и ее сыном. Когда появится малышка, им станет там совсем тесно…

  В Семее поразительно много семей, в которых документов нет ни у родителей, ни у их детей, бьют тревогу в центре адаптации несовершеннолетних. В некоторых случаях главная причина этого - даже не пьянство и асоциальный образ жизни, а элементарный страх!
- Вот представьте людей не особо грамотных, перебивающихся случайными заработками, - говорит Жанаим Чалкарова. - Пойдут они за одной справкой - их отфутболят, за другой - ответят им таким канцелярским языком, что те не поймут! Так возникает страх перед бюрократическим аппаратом. Помыкаются они, помыкаются и руки опускают, обрекая на полулегальное существование и себя, и детей. Вот мы  за руку и водим их по инстанциям. Ходатайства пишем, запросы. Потому что чиновникам - вот где ирония судьбы! - проще пойти на уступки, чем написать письменный отказ: их же проверяют!
Милана ГУЗЕЕВА, lana_semey@mail.ru, Семей

Читайте также
Обсуждение
Всего комментариев: 0
avatar