Политсистеме Казахстана предстоит серьезное испытание в случае передачи власти - эксперт
Казахстан, 24 июн - ИА Новости-Казахстан. Политической системе Казахстана предстоит пройти серьезное испытание на прочность, связанное с вопросом о передаче власти от действующего президента к его преемнику, - именно поэтому Нурсултан Назарбаев пытается создать управляемый режим преемственности в стране, считает президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов, передает РИА Новости.
Парламент Казахстана в середине мая принял поправки в конституционные законы, наделяющие президента Назарбаева статусом лидера нации. Согласно поправкам, с лидером нации необходимо согласовывать вопросы передачи госорганам и должностным лицам права инициирования важных вопросов, касающихся государственного устройства и безопасности страны. Закон определяет, что лидер нации не может быть задержан, арестован, привлечен к уголовной или административной ответственности за деяния, совершенные им в период исполнения полномочий президента, а после их прекращения - связанные с осуществлением своего статуса первого президента Казахстана - лидера нации.
Сам Назарбаев не стал подписывать этот закон, отметив, что предлагаемые дополнительные меры по защите чести и достоинства президента и гарантии его неприкосновенности уже предусмотрены конституцией страны, законами о первом президенте и президенте, а также другими законодательными актами.
Пятнадцатого июня закон "О лидере нации", наделяющий Назарбаева особыми полномочиями, вступил в силу: его подписали главы двух палат парламента и премьер-министр и опубликовали официальные СМИ. Это первый в Казахстане вступивший в силу закон, подписанный не главой государства, а спикерами палат и главой правительства.
По мнению Ремизова, закон, наделяющий Назарбаева статусом лидера нации, является попыткой обеспечить переход власти в Казахстане без каких-либо потрясений.
"Наделение Назарбаева статусом лидера нации оправдано исторической уникальностью положения президента по отношению к казахстанской государственности. Он является ее отцом-учителем. Государственность Казахстана молодая, для нее крайне важно состояться, сформировать прочную национальную опору, единую нацию, устойчивую политическую систему, которая обеспечивает одновременно национальный консенсус и внутреннюю конкуренцию за право управлять страной", - отметил он.
По мнению эксперта, в данном случае серьезная проблема связана с вопросом о преемственности власти.
"И именно для того, чтобы создать управляемый режим преемственности, Назарбаев обеспечивает себе такое положение, которое может позволить, например, предложить кандидатуру преемника на президентский пост и помочь ему войти в управление государством", - пояснил он.
Ремизов добавил, что закон о лидере нации оставляет Назарбаеву возможность контролировать изменение политических институтов при передаче власти.
При этом политолог не считает, что подобный механизм может быть применен и в других государствах центрально-азиатского региона.
"Вероятность применения такого механизма другими странами региона практически нулевая. Я не вижу аналогов Назарбаева, которые выполняли бы такую же функцию. И поэтому думаю, что это не прецедент для тиражирования", - заключил Ремизов.