Первый ядерный урожай
Сотрудники Национального ядерного центра РК (НЯЦ РК) поспешили похвастаться… первым урожаем овощей, собранных на землях Семипалатинского ядерного полигона (СИЯП).
Директор Института радиационной безопасности НЯЦ РК Сергей Лукашенко уже делится опытом сельхозпроизводства на одном из самых зараженных участков полигона. По его словам, эксперимент проходит успешно.
Фермерское хозяйство здесь создали в середине мая этого года, к реализации проекта, как заверили сотрудники НЯЦ, подошли основательно.
– Мы привлекли специалистов МАГАТЭ, – говорит г-н Лукашенко. – Команда экспертов из пяти человек посетила нас, их общий вывод: уровень загрязнения близок к фоновым значениям за исключением отдельных участков.
В общем, ферму открыли, животных завезли, растения посадили. Для полива и питья используется вода, привезенная из озер, расположенных на территории, где еще пару десятков лет назад проводили ядерные взрывы. Кормят буренок и овечек травой, собранной здесь же.
Категорически против подобных действий российский ученый, заведующий кафедрой геоэкологии и геохимии Томского политехнического университета Леонид Рихванов.
– В НЯЦ слишком торопятся, – говорит он. – Поймите, к этой проблеме нельзя относиться шапкозакидательски. Нужны длительные наблюдения радиоэкологов, медиков, биологов. А МАГАТЭ… Знаете, это не есть истина в последней инстанции! Я помню еще скандал 1989-1999 годов, когда сотрудники МАГАТЭ выпустили постыдный труд, в котором заявили, что вреда здоровью людей от катастрофы в Чернобыле нет. Плутоний – невидимый враг! Но враг коварный и опасный, недооценивать его нельзя!
– Да, не стоит заострять внимание на одном плутонии, – убеждает г-н Лукашенко.– Он не опаснее других радиоактивных изотопов. Во много раз опаснее природный уран!
Но как раз в этом с директором Института радиационной безопасности НЯЦ РК не согласны его коллеги, в том числе и российские. О том, что плутоний самая большая и опасная угроза Семипалатинского полигона, было доказано еще в 1997 году. Тогда 25 экспертов специальной исследовательской комиссии – представители Министерства обороны, Мин здрава и ученые Cанкт-Петербург ского института им. Хлопина провели ряд серьезных обследований на полигоне. Более объективной информации о СИЯП, чем полученной тогда, считают многие ученые, до сих пор нет.
– Плотность выпадения плутония на СИЯП превышает все глобальные и мыслимые нормы! Я много времени провел на полигоне, так что обо всем, что там творится, знаю не понаслышке, – говорит г-н Рихванов. – Поэтому заявляю официально: будет непростительной ошибкой открытие полигона для выпаса скота и землепользования.
Солидарны с Рихвановым и казахстанские ученые. Причем, по мнению экс-директора Института радиационной безопасности и экологии при НЯЦ РК Ларисы Птицкой, суть спора заключается как раз в методике определения плутония, а та, которую применяют в ядерном центре, далека от совершенства.
– Лукашенко с Кадыржановым (генеральный директор НЯЦ РК. – Авт.) играют на невежестве населения, – говорит она. – Наличие плутония на землях бывшего полигона определяется приблизительно. Исходных данных на сегодняшний день очень мало. Потому как проб за все годы взято недостаточно – в среднем одна проба на 10 квадратных километров. Разве можно после этого делать глобальные выводы о безвредности полигона и превращении его в пастбища и плантации? В НЯЦ лукавят, говоря о том, что плутоний не опаснее других элементов. Это так, но по химическим параметрам. Более страшная его опасность – радиационная!