Читайте также
08:39
Отказ Назарбаева подписать поправки в Конституцию может быть политической игрой
Решение президента Казахстана Нурсултана Назарбаева не подписывать поправки в Конституцию о референдуме по продлению его полномочий до 2020 года может быть частью его политической игры.
Оставить комментарий
Новости Казахстана. Решение президента Казахстана Нурсултана Назарбаева не подписывать поправки в Конституцию о референдуме по продлению его полномочий до 2020 года может быть частью его политической игры - такое мнение высказал в понедельник РИА Новости генеральный директор Центра политической конъюнктуры Сергей Михеев.
В Казахстане планируется проведение референдума о продлении полномочий действующего президента Нурсултана Назарбаева до 2020 года. Инициативная группа уже собрала более 5 миллионов подписей в поддержку проведения этого референдума при необходимых 200 тысячах подписей.
В пятницу парламент страны внес поправки в Конституцию, позволяющую продлить полномочия Назарбаева на референдуме, преодолев вето главы государства.
В понедельник Назарбаев не подписал поправки в Конституцию о проведении референдума по продлению президентских полномочий до 2020 года и направил их в Конституционный совет на предмет соответствия Конституции.
Эксперт напомнил, что вокруг президента Казахстана идет борьба различных групп влияния и каждая из них предлагает ему собственный вариант решения проблемы продления президентского срока и проблемы преемственности.
"Для Назарбаева проблема преемственности власти - самая острая. Он до сих пор не может остановиться на кандидатуре преемника и выработать некий механизм контроля передачи власти, хотя понимает, что бесконечно это продолжаться не может. Поэтому ищутся разные механизмы, при которых Назарбаев мог бы контролировать переход власти к новому человеку", - сказал Михеев.
В частности, по его словам, проектом, который мог бы это решить был проект "Лидер нации", при котором Назарбаев фактически контролировал нового президента и таким образом осуществился бы переход власти.
"То есть конкурирующие группы предлагают Назарбаеву различные модели, он думает и выбирает. Возможно, он решил с этой моделью немножко повременить, а может быть, оценивает реакцию на то, что происходит", - указал политолог.
Еще одной причиной подобного решения Назарбаева, по мнению Михеева, может быть стремление максимально легитимизировать изменения в Конституции.
"Это может быть продолжением политической игры, когда казахстанское общество просит Назарбаева. Он отказывается один раз, второй, третий, а на четвертый, может быть, и согласится. Если Конституционный совет одобрит подобную поправку, Назарбаев может сказать, что раз уж все его попросили, он не может быть таким неблагодарным человеком. То есть это такая политическая игра, чтобы никто не мог сказать, что он единоличный хан, или бай. То есть, соблюсти максимальную легитимность процесса", - уверен политолог.
Кроме того, считает эксперт, отказ Назарбаева подписать поправки в Конституцию дает еще одну временную задержку, чтобы оценить внешнюю и внутреннюю реакцию на такое решение, так как главе Казахстана важно, чтобы такая модель развития была принята, в том числе, и внешними игроками.
Как напомнил директор Центра по изучению процессов на постсоветском пространстве МГУ им. М.В.Ломоносова Алексей Власов, Назарбаев по закону может баллотироваться на новый срок, и в 2012 году спокойно выиграл бы выборы.
"То есть по большому счету, ему все равно - идти ли на референдум или участвовать в выборах в 2012 году, но не все равно элите. Группировки элиты республики хотели бы создать ситуацию, в которой на ближайшие десять лет было бы четко определено, что Назарбаев остается у власти, президентские выборы, фактически, не проводились бы и за это время определится окончательно кандидатура преемника", - сказал Власов РИА Новости.
По его словам, месячный срок, в течение которого Конституционный совет будет решать, соответствует ли Конституции принятые парламентом 14 января поправки, и необходим, для того чтобы окончательно определиться в ситуации.
"Видимо, за это время инициаторы референдума надеются убедить Нурсултана Назарбаева, что игнорировать волю миллионов казахстанцев - не совсем правильно", - считает Власов.
По его мнению, Назарбаев не подписал поправки в Конституцию потому, что не хочет зависеть в окончательном решении ни от одной из элитных группировок.
"Каждая из них (элитных группировок) навязывает ему свой сценарий. Одна из них предлагает сценарий референдума. И если бы он соглашался напрямую, следуя их логике этого решения, то в таком случае он был бы им обязан. А он этого не хочет", - уверен политолог.
Действующий президент Казахстана 70-летний Нурсултан Назарбаев находится у власти более 20 лет. Очередные президентские выборы в соответствии с конституцией должны состояться в Казахстане в 2012 году, Назарбаев уже заявил о своей готовности идти на эти выборы.
Центризбирком Казахстана 27 декабря зарегистрировал инициативную группу референдума и ее заявление с предложением провести референдум по продлению полномочий президента до 6 декабря 2020 года. В соответствии с законодательством, инициаторам референдума необходимо было собрать не менее 200 тысяч подписей граждан. На минувшей неделе Центральная избирательная комиссия Казахстана утвердила итоговый протокол о результатах проверки достоверности подписей граждан страны, обратившихся с инициативой о назначении республиканского референдума: всего в поддержку референдума собрано 5,016 миллиона подписей, 194 тысячи подписей признаны недействительными.
В Казахстане уже есть опыт проведения всенародного референдума по продлению полномочий действующего президента: в 1995 году референдум продлил полномочия Назарбаева до конца 1999 года.