Особенности национальных штрафстоянок
Забрать машину со штрафстоянки можно бесплатно при условии, что вы уложились в три дня после получения соответствующего уведомления из управления дорожной полиции. Если же хозяин авто не успел, то за каждый день просрочки придется выложить 909 тенге.
Каждый второй водитель знает не понаслышке процедуру беготни и вызволения четырехколесного со штрафстоянки. Но если в УДП вопрос решается после оплаты штрафов, то с приемщиками штрафстоянки так просто не договориться. Нужен отдельный подход, эквивалентный нескольким тысячам тенге. Чтобы разобраться, как же дело обстоит на самом деле, корреспонденты «Мегаполиса» решили проехать по спецстоянкам.
На первом же «штрафнике» корреспонденты стали участниками истории «платить или не платить? Вот в чем вопрос». Не успели мы зайти на территорию стоянки, как подскочил парень, приехавший забирать машину:
– Извините, а вы можете 5000 тенге разменять?
– А вы что за штрафстоянку платить собрались?
– Ну да. Машина тут третьи сутки стоит. Говорят три тысячи заплатить надо. Я им пять даю, говорят сдачи нет.
– Вы уведомление когда получили?
– Утром разрешение выдали, что я могу ее забрать. А стоянщики говорят, заплатить надо. Я в ГАИ штраф заплатил за то, что с перегаром попался, и все. Так мне платить или нет?
– Нет.
Услышав разговор корреспондентов «Мегаполиса» и парня, штрафстоянщики дружно заявили, что платить он ничего не должен, все бесплатно.
– Ой, спасибо вам, ребята, – благодарил парень. – Я теперь выяснять буду, где и за что платить! А можно я в следующий раз вас вызову, а то другу после ДТП тоже машину со штрафняка забирать, а она у него уже месяц там стоит.
Объяснив молодому человеку, что мы не «крыша», решаем пройтись по территории. Но путь преграждает накачанный малый:
– А вы, собственно говоря, куда?
– Собственно, к вам. Почему вы хотели с парня деньги взять, а нам говорите, что у вас бесплатно?
– С нами разговаривать нельзя. Все через начальство в «Алматы паркинг». Это стратегический объект!
НЕОПОЗНАННЫЙ ОБЪЕКТ
Штрафная стоянка в районе аэропорта – одна из самых беспредельных. И в этом мы убеждаемся, выслушав историю алматинского водителя, у которого «раздели» машину.
– Это кошмар полный. У них в основном битые машины стоят, но даже с них умудряются детали поснимать, – рассказывает Саша (фамилию он назвать отказался). – Моей машине в аварии «передок» снесло, бампер покореженный, лобовое стекло треснуло, радиатор поврежден и так далее. Но «зад» и «крылья» целые! Так вот через три недели приезжаю забирать свою раздолбайку и вижу – брызговиков нет, ветровиков нет, но больше всего меня поразило отсутствие заднего бампера! Я к стоянщикам – куда делось? А они плечами пожимают – не видели. Я им бумажку тыкаю, которую в ГАИ дали, где составлена опись авто и его повреждения. Они головой машут, как те мартышки – ничего не знаем, ничего не видели. Так еще и деньги попытались с меня снять за то, что она тут стояла. Я им говорю, что мало наварились с запчастей? Ну вот что с ними делать?
Впрочем, когда редакционная BMW остановилась перед ржавыми, облезлыми воротами, все встало на свои места. Даже номера у этой спецстоянки нет. Впрочем, и сотрудники тут соответственные. Стучали мы минут пять, пока к нам не вышел мужчина. Мгновенно оценив нас троих, расплывается в улыбке:
– Машину забирать?
– Нет. Газета «Мегаполис». Начальство ваше на месте?
– (улыбка исчезает) А чё хотели? Начальство есть, но не факт, что он с вами разговаривать будет.
– Да жалуются на вашу стоянку. И деньги берете, и машины разбираете…
В разговор вступает начальник:
– У нас бесплатно! А разговаривать нам с вами нельзя. Езжайте на Жарокова, 215, там юрист сидит, ему вопросы и задавайте.
– А юриста как зовут? Контакты у вас есть?
– Не помню, как его зовут.
– Вы не знаете имя и отчество руководства?
– Нет.
Однако посещение журналистами «стратегического объекта» не осталось не замеченным. Не успели мы выйти «под конвоем» с территории, как «начальство» уже кому-то позвонило: «Журналисты приезжали, что-то вынюхивали. Нет, название не запомнил… Не пустил…Сказал, что нельзя…».
И такая картина со «стратегическим объектом» повторялась на штрафстоянке и под номерами 1, 2, 3 и 4. И только на шестой корреспондентов встретили как родных.
– Проходите! У нас тут все по-честному. Вот все машины стоят, к нам в основном битые привозят, но и «лишенные» бывают. Водители за перегар или без прав попадаются, но такие быстро забирают, – рассказывает «экскурсовод» Бейсенбек. – Владелец штраф платит и к нам приезжает. С документами все как в аптеке. Когда сотрудник полиции привозит машину, мы документы пишем в трех экземплярах: один остается у нас, другой – полиции и третий – водителю. Денег лично мы не берем, нам только квитанции привозят о том, что все оплачено – штрафы, время пребывания и так далее.
– Девушка приехала забирать машину и говорит, что сутки стоят тысячу тенге? А вы говорите, что не платят.
– Нам редко кто платит, так если только чаевые оставляют. Говорю же, все через ГАИ идет. И не тысячу это стоит, а 900 тенге с копейками. Но нам квитанции привозят… У нас тут куда более серьезная проблема. Некоторые машины тут стоят, я по документам посмотрел – с 2005, 2006 и 2007 годов. Их привезли в жутком состоянии, и тут они догнивают. Я уже начальству говорил, чтобы их куда-нибудь убрали, но ответа пока не дождался. Хозяевам они не нужны да и за хранение им придется отдать больше, чем они стоили. Получается, что они никому не нужны, но продолжают тут стоять, место занимать.
ЖАЛУЙТЕСЬ НАМ!
За разъяснениями, нужно ли платить за «временную прописку» авто на штрафстоянке или нет «Мегаполис» обратился к юристу РГП «Алматы паркинг» Ахану Жиенбаеву:
– Есть постановление акимата города Алматы, что производить оплату нужно только после получения уведомления в управлении дорожной полиции. Фактически получается вот как: гражданин получил свой законный штраф, оплатил его, приходит в ГАИ, где проверяют, что действительно все оплачено. Затем ему выписывают уведомление – он может забрать свою машину. Уведомление действует три дня, в течение которых он заберет ее бесплатно. Но, если человек не уложился в эти сроки, опять же согласно постановлению акимата ему придется заплатить за каждый последующий день, что его машина там стоит. Но поверьте, у нас на практике они все получают до истечения установленного срока. Возможно, конечно, что приемщики на местах и вымогают у водителей деньги, тогда нужно обращаться к нам. Есть у нас такие нерадивые приемщики, которые требуют оплату, но ведь и есть телефоны, по которым можно позвонить и тихо, мирно, без эксцессов решить конфликтную ситуацию. Пожалуйста, телефоны, по которым можно сообщить о нарушении со стороны наших сотрудников: 380-05-10 или 380-05-15. Можно мне позвонить. Я же на этой должности и сижу, чтобы разбирать такие ситуации.
– А сколько придется заплатить водителю, если он не успел забрать авто в течение трех дней после получения уведомления в Дорожной полиции?
– Сутки у нас стоят 909 тенге. Это если водитель не уложился. Мы всегда смотрим на причину – почему человек не забрал вовремя машину. Обстоятельства могут быть разными: в больнице лежал, болел или что-то еще, в этом случае мы не берем плату. Кроме того, бывают случаи, когда суммы очень большие. Вот, например, задолжал нам господин свыше 100 тысяч тенге, а оказалось, что выплатить он их не может, потому что безработный. Ну и что? Через суд мне с него взыскивать? Сложное у человека материальное положение. Простили… Можем или сумму уменьшить, или частями взимать. Все зависит от обстоятельств… Также дела обстоят, если вдруг вашу машину «раздели» на штрафстоянке. Есть нечистые на руки приемщики. Но опять же это все решаемо. Приемщики – люди материально-ответственные, поэтому если факт подтверждается, то они обязаны возместить ущерб, нанесенный владельцу авто. Просто не нужно молчать и жаловаться журналистам или еще кому-то. С нами нужно решать все конфликты. Мы для этого и работаем.
Наталья СОРОКОУМОВА, Мегаполис