14:18

Крылья растут у Восточного Казахстана.

Возможно, в скором времени в нашей области будет построен завод по сборке и выпуску самолетной и вертолетной техники.
Возможно, в скором времени в Восточно-Казахстанской области будет построен завод по сборке и выпуску самолетной и вертолетной техники

Подробно о возможных прелестях «крылатой» жизни рассказывают генеральный директор усть-каменогорской авиакомпании «ТУКаС-АВИА» Владимир Зубов и руководитель местного предприятия «Авиатор-2000» Владимир Юнко.

...Почти 20 лет жизни посвятил авиации, в том числе легкой, Владимир Зубов. В начале 90-х годов он ездил в Москву приобретать самолеты для Казахстана. Создал в Усть-Каменогорске дочернюю организацию российского предприятия.

- Разрешительные документы были подписаны в 1991 году высокопоставленными лицами, в том числе председателем комитета по внешним связям при мэре Санкт-Петербурга Владимиром Путиным. Да-да, им самым, - улыбается Зубов. - Но идея не была реализована из-за того, что подвело руководство местного банка - не выдало кредит. Остались теперь одни бумаги для музея...

Ситуация, в которую попала авиация Казахстана в конце ушедшего столетия, хорошо известна нашим гражданам. «Выросшие», как грибы после дождя, многочисленные авиакомпании в большинстве своем вскоре обанкротились. И Восточный Казахстан исключением не стал. Профессионалы в сфере авиации, потеряв работу, были вынуждены уйти в другие отрасли.

О внутренней авиации вообще как будто забыли, действий по ее реанимированию не принималось. Сегодня ее рынок в стране развит недостаточно. Тем не менее, в Восточном Казахстане есть люди, которым небезразлична судьба этого сектора экономики.

УСТЬ-КАМЕНОГОРСК - ОМСК

С января уходящего года компания Владимира Зубова ведет работу по созданию совместного с россиянами предприятия по производству и сборке самолетов Ан-3Т и других видов техники.

Зубов вышел на омские компании «ОМО им. П.И. Баранова» и «Там-гра», с которыми заключил соответствующие соглашения. Также получил разрешение на предоставление земельного участка в аэропорту областного центра для проектирования и строительства производственной базы площадью 2,3 гектара. Другими словами, этого самого мини-завода по сборке авиатехники из комплектующих, которые берутся поставлять омичи.

- Вспоминая тяжелую зиму и весну этого года, понимаешь необходимость вертолетов и небольших самолетов. Кроме того, развитие внутрирегиональных авиаперевозок в райцентры и населенные пункты, - убежден наш собеседник. - Думаю, проект по созданию завода достоин включения в программу форсированного индустриально-инновационного развития. Идеальный, на мой взгляд, вариант - это государственно-частное партнерство. Как патриот своего дела я хочу, чтобы у нас работали люди, чтобы появилась малая авиация, чтобы страна и в частности наша область были на высоте!

На строительство завода, к слову, требуется 650 миллионов тенге, на приобретение одного вертолета - 3,5 миллиона долларов США, самолета - 1,5 миллиона долларов.

Авиакомпаниям Казахстана крайне необходима государственная поддержка и гарантированный государственный заказ, который мог бы заинтересовать инвесторов. Об этом в августе текущего года министру индустрии и новых технологий Республики Казахстан Асету Исекешеву писал первый заместитель министра промышленной политики, транспорта и связи Омской области Российской Федерации Виктор Белов.

Материалы по этой теме Владимир Зубов передал в Парламент республики, где с ними ознакомился мажилисмен Мейрам Пшембаев. Проект его заинтересовал.

ТУРИСТИЧЕСКАЯ «АМФИБИЯ»

Руководитель проекта легкомоторной авиации ТОО «Авиатор-2000» Владимир Юнко проводит нас в цех, где вот уже три года пылится «в ожидании чуда» представитель авиации сверхлегкой - четырехместный самолет неаэродромного базирования «Амфибия». Изобретатели спроектировали и собрали его собственноручно.
- Этому самолету необязательна взлетно-посадочная полоса: он садится на грунт, воду, берег реки, проселочную дорогу, опушку леса, скошенный луг... -перечисляет Юнко. - Во время испытаний в 2005 и 2006 годах машина показала очень хорошие технические и летные характеристики. Может использоваться для перевозки туристов, аэрофотосъемки поверхности земли, патрулирования нефтепровода и других экономически важных объектов, контроля дороги вместе с работниками дорожной полиции, мониторинга окружающей среды.

«Для туризма это лучший самолет!» - утверждает Владимир Юнко. Когда начнется массовый выпуск, его примерная стоймость составит порядка 75-90 тысяч долларов США, что в два с лишним раза меньше, чем у российских аналогов (до 200 тысяч долларов). Практически все элементы самолета отечественного производства, так что казахстанское содержание не «страдает»...

Если финансирование проекта сборки «крылатой амфибии» будет открыто, первые самолеты выйдут на конвейер через шесть-семь месяцев, в год возможен выпуск 20-25 штук.
Проектом восточно-казахстанских изобретателей заинтересовался глава национальной экономической палаты Казахстана «Союз «Атамекен» Азат Перуашев, но вопрос финансирования, к сожалению, пока не решен. Авторам идеи хочется, чтобы она реализо-вывалась на деньги наших бизнесменов. Впоследствии можно будет развиваться более широко, привлекая иностранных инвесторов.

В ТАНДЕМЕ С КОРЕЙЦАМИ

В данный момент Владимир Юнко ведет совместную работу с бизнесменами Южной Кореи, но уже по проекту, направленному на развитие авиатуризма в Восточном Казахстане. Зарубежные предприниматели готовы закупить в лизинг европейские либо российские самолеты и передать их в аренду усть-каменогорскому предприятию. Запланированы путешествия по воздуху с участием иностранных туристов, о своих гражданах тоже обещают не забыть. Через семь лет после эксплуатации наши авиаторы должны будут выкупить летательные аппараты по остаточной стоимости и продолжить сотрудничество с южно-корейскими турфирмами. Кстати, для реализации своей цели компания Юнко уже приобрела несколько легкомоторных самолетов производства России и Украины.

...Было бы потрясающе, если бы после долгих лет простаивания малая авиация в нашем регионе, наконец, «расправила крылья»! После того, что мы узнали о ее вполне возможном будущем, верится, что теперь эта перспективная отрасль встанет на крыло!

Анна КРИВОЩЁКОВА

Читайте также
Обсуждение
Всего комментариев: 0
avatar