Кормушка для монополиста
Галина Вологодская, Андрей Вологодский (фото), Усть-Каменогорск
с населения миллиарды (!) тенге сверхприбыли. В антимонопольном департаменте уже приступили к проверке расчетов пенсионера.
Инструменты, с помощью которых Эдуард Датчиков выявил хитрости монополиста, – технические справочники и школьный курс арифметики. Исходные данные – тарифная смета предприятия, снабжающего Усть-Каменогорск теплом и горячей водой. Первая уловка, с помощью которой тепловики, по мнению горожанина, обирают население, кроется в климате. "Шесть лет назад Казахстан принял новый СНиП, который закрепил общемировую тенденцию к потеплению, – пояснил Эдуард Викторович. – Средняя температура отопительного сезона стала выше на 0,3 градуса. По нашей норме расхода тепла только за счет такого потепления получается экономия 28 миллионов тенге!”
Следующее лукавство пенсионер увидел в манипулировании сезонными температурами. По его мнению, Усть-Каменогорские теплосети занизили среднюю температуру в зимние месяцы и, наоборот, завысили в весенние. "Это дало возможность взять с потребителей денег больше, чем на самом деле отпущено тепла, – поделился Эдуард Викторович. – Ни много ни мало – лишние 50 миллионов”.
Играет, по мнению пенсионера, монополист и на сроках. В отличие от установленных по нормам 117 дней отопительного периода (с начала года) в Усть-Каменогорске зимой и весной, например, этого года отопление прекратили на 5 дней раньше. "Всего одну позицию нарушили, – говорит Эдуард Датчиков, – а с потребителей взяли лишние 5 миллионов”.
А теперь о том, где пенсионер разглядел не ручеек, а целую реку сверхдоходов тепловиков. Пользуясь одним тарифом на два вида услуг (горячее водоснабжение и отопление), предприятие, на взгляд Датчикова, смешало и запутало свои реальные расходы: "С каждой выработанной гигакалории получили лишних 232 тенге, а с каждой потерянной – 943. В объемах города сумма превысила 700 миллионов тенге, за три года – свыше двух миллиардов”.
Свои расчеты пенсионер направил в Республиканское агентство по регулированию естественных монополий. Оттуда немедленно отреагировали – обязали местный департамент АРЕМ разобраться в тарифных наворотах.
"Сегодня деятельность монополистов для населения абсолютно непрозрачна, – высказал мнение Эдуард Викторович. – Когда я прошу расшифровать затраты тех же Усть-Каменогорских теплосетей, мне отказывают и на предприятии, и в департаменте АРЕМ под предлогом, что это коммерческая тайна. Но что такое коммерческая тайна? Это сведения, разглашение которых может нанести ущерб со стороны конкурентов. У монополистов по определению нет конкурентов! Легализация их финансово-экономических данных никак не может им навредить. Пора четко прописать в законе, что деятельность монополиста должна быть абсолютно прозрачной”.
Позиция Эдуарда Викторовича – не просто слова. Она выстрадана трудными спорами с энергопредприятиями скандальной корпорации AES. 70-летний человек попробовал было в суде доказать незаконность прибылей "Теплосетей”, но суд отказал в иске ввиду отсутствия у горожанина лицензии на право экспертизы. "Хотя вся экспертиза – это заполнение цифрами стандартных формул расчета, любому школьнику по плечу”, – посетовал Датчиков. При этом стоимость официальной экспертизы – сотни тысяч тенге рядовому горожанину явно не по карману: "Замкнутый круг. Людям дали право платить, но отняли право знать, куда идут деньги”.
По мнению устькаменогорца, на сегодня, как это ни парадоксально, задача предприятий-монополистов и регулирующего их госведомства – общая. Собрать с потребителя больше денег. Монополист из своей прибыли платит налоги, отчисляет НДС, выплачивает бонусы… Чем больше доход монополиста, тем больше поступления в бюджет. "Государство не защищает население, – вздыхает пенсионер. – Например, с 1 января антимонопольщики одобрили резкое повышение тарифа на услуги Усть-Каменогорских теплосетей для малого и среднего бизнеса. При этом население успокоили, что для них плата осталась прежней. Но разве это не страусиная политика? Ясно же, что рост тарифов для предпринимателей сразу вернулся людям бумерангом в виде повышения цен. Это бег по кругу”.
"Выход один, – подытожил разговор пенсионер. – Необходимо изменить закон, он должен быть на стороне потребителей, а не монополистов”.