В воскресенье в Ханты-Мансийске завершилась Всемирная шахматная олимпиада, по итогам которой мужская сборная Казахстана из 149 команд заняла 27-е, а женская из 115 - 29-е место. Но любителей этой древней игры интересовали не только турнирные баталии лучших шахматистов мира. Во время олимпиады на конгрессе FIDE главу международной федерации Кирсана ИЛЮМЖИНОВА переизбрали на новый четырехлетний срок. Единственным его соперником на выборах был экс-чемпион мира Анатолий КАРПОВ. За Илюмжинова было отдано 95 голосов, за Карпова - 55, три делегата конгресса воздержались, еще два бюллетеня признали недействительными.
Среди тех, кто голосовал за Карпова, был и делегат FIDE от Казахстана, международный гроссмейстер Болат АСАНОВ. Вчера в редакции мы взяли у него интервью.
- Кирсан Николаевич очень многое сделал для развития и популяризации нашей игры в мире в конце 90-х годов прошлого века. Однако этого я не могу сказать об Илюмжинове 2000-х, - объясняет свой выбор в пользу Карпова Болат Асанов. - Он - сильная личность, а вот его команда просто не успевает воплощать в жизнь его революционные идеи. В итоге шахматы в мире перестали прогрессировать. В то же время Анатолий Карпов предложил свежие идеи для популяризации нашей игры, а его сподвижники, в числе которых и другой экс-чемпион мира - Гарри КАСПАРОВ, являются единым монолитом.
Одна из главных идей Карпова - улучшение материального положения шахматистов. В частности, Анатолий Евгеньевич предложил отменить денежные взносы в пользу федерации за получение очередного звания в шахматной иерархии (при сдаче норматива каждый шахматист за получение сертификата обязан выплачивать федерации деньги; например, если игрок выполняет норматив гроссмейстера, то за документ он платит FIDE 300 евро. - М.В.).
Кроме того, Карпов мне очень импонирует и как человек. Своих симпатий я не скрывал. И со стороны окружения Илюмжинова на меня начали оказывать давление. Мне не хотелось бы говорить об этом подробно - скажу лишь, что из-за этого меня даже чуть было не лишили права голоса на выборах (по нашей информации, представители FIDE прислали в Федерацию шахмат РК письмо, где убедительно просили в срочном порядке поменять Асанова на другого делегата. Однако, руководствуясь своим уставом, где говорится, что делегат может быть избран только на республиканском съезде, который проводится раз в четыре года, казахстанская федерация на это не пошла. - М.В.). В конце концов я все-таки проголосовал за Карпова, однако большинством голосов избрали Илюмжинова.
- Повлечет ли ваш выбор какие-то последствия для вас лично и для казахстанских шахмат в целом? - А я только домой приехал (смеется). Если серьезно, представляя Казахстан на этих выборах, я руководствовался исключительно уставом Международной шахматной федерации. Не думаю, что в давлении, которое оказывалось на меня, г-н Илюмжинов замешан лично. Скорее это были люди из его команды, желавшие таким образом заработать перед Кирсаном Николаевичем лишние очки. Поэтому с казахстанскими шахматистами счеты никто сводить не будет. Что касается меня, то, как говаривал Остап Бендер: "Нам нечего терять, кроме запасных цепей”.
- Как вы оцениваете выступление в Ханты-Мансийске наших шахматистов? - Как очень достойное. На предыдущих олимпиадах, которые проводятся раз в два года, казахстанцы занимали места на 10, а то и на 20 позиций ниже, чем сейчас. Считаю, результат, который показали ребята, был достигнут за счет того, что наставник сборной Павел КОЦЮР сумел создать в коллективе благоприятный микроклимат.
- Что ждет казахстанские шахматы в будущем? - В ближайшие дни в Караганде состоится республиканский съезд, где мы определим наши цели и задачи на перспективу. Вполне вероятно, что будет избран и новый глава Казахстанской шахматной федерации, ведь, согласно регламенту, перевыборы президента проходят именно на таких форумах. Одно из ближайших мероприятий мы планируем провести в год 20-летия независимости Казахстана. Это будет крупный международный турнир с участием шахматистов мировой элиты из первой десятки рейтинга. Каков будет формат этих соревнований, мы узнаем после нашего съезда.