08:50

Как казахстанцам выбрать депозит и проверить гарантии возврата?

Что знают казахстанцы о выборе депозита и гарантии КФГД? Как выбрать депозит. Какой вклад защищён.
Что знают казахстанцы о выборе депозита и гарантии КФГД? Как выбрать депозит. Какой вклад защищён.


Казахстанский фонд гарантирования депозитов (КФГД) совместно с банками второго уровня (БВУ) провел опрос для выявления того, на что ориентируются казахстанцы при открытии депозита для своих сбережений, а также определения уровня информированности о системе гарантирования депозитов.


С 1 по 30 сентября на сайтах 14 банков все желающие могли пройти онлайн-опрос. В этом году в опросе приняли участие 2 773 респондента из 128 городов и населенных пунктов всех регионах страны. Возраст участников варьировался от 16 до 79 лет.

Данные опроса:

92% респондентов ответили, что открывают депозиты, в том числе 19% предпочитают открывать сберегательные вклады с высокой ставкой, но с ограничением по досрочному изъятию, а 73% – депозиты с более низкой ставкой без ограничений по пополнению и снятию;
6% респондентов покупают валюту на излишки;
2% респондентов не откладывают деньги или оставляют их на карточке.

Среди казахстанцев, открывающих депозиты, 22% опрошенных при выборе вида депозита ориентируются на высокую ставку. При этом важным критерием для 63% является возможность снимать и пополнять депозит. Это подтверждается и официальной статистикой. На данный момент превалирует количество несрочных депозитов, их доля составляет 62% от совокупных депозитов физических лиц[1].

36% ответили, что при выборе банка определяющим фактором является высокая ставка по депозиту. Но высокая ставка вознаграждения присуща сберегательным депозитам, у которых, как известно, есть ограничения по досрочному изъятию. То есть у казахстанцев существует противоречие между желанием получить высокую ставку по депозиту и выбором вида депозита для вложения своих сбережений. Это предположительно вызвано непониманием вкладчиками особенностей видов депозитов, и как следствие неправильным выбором для размещения своих средств. Несрочные вклады – это транзакционные (платежи, переводы) без цели получения дополнительной доходности, значительно превышающей инфляцию; срочные и сберегательные – депозитные продукты, призванные обеспечить эффективное, долгосрочное накопление с целью преумножения средств с крайне низким уровнем риска в рамках гарантии КФГД.

Следующими 3 по популярности ответами на вопрос, чем руководствуются казахстанцы при выборе банка, являются:

«удобный мобильный банкинг»;
«репутация банка»;
«оценки рейтинговых агентств».

Первый фактор – определяющий при выборе несрочных вкладов с транзакционной целью использования. Весомое совокупное влияние представленных выше ответов (43%), не связанных со ставкой доходности, указывает на значительную роль неценовых факторов в функционировании казахстанского рынка депозитных продуктов для физических лиц. Это обстоятельство приводит к менее выраженной конкуренции путем предложения повышенных ставок по вкладам и в том числе подстройки ставок под условия денежно-кредитной политики и инфляции.

Относительно других популярных ответов «Репутация банка» и «Оценки рейтинговых агентств» – здесь большая заслуга информационно-разъяснительной работы, проводимой совместно с Агентством РК по развитию и регулированию финансового рынка по развитию финансовой грамотности у населения. Кроме того на своем официальном сайте на странице «Рейтинг БВУ» (www.kdif.kz) КФГД на ежемесячной основе размещает информацию о рейтингах банков, взятую из открытых источников. Для более квалифицированных пользователей финансовой информации на сайте КФГД в открытом доступе размещена методика (www.kdif.kz), используемая для комплексной оценки рисков банка, руководствуясь которой на основании ряда публичных данных можно составить мнение о надежности банка.

Возможные риски, связанные с надежностью банка, берет на себя система гарантирования депозитов. 63% вкладчиков банков знают, что закон дает всем казахстанцам право на защиту сбережений в банках. Столько же процентов респондентов знают об объектах гарантии, при этом 35% считают, что вознаграждение по вкладу и деньги на карточках не подпадают под гарантию, что ошибочно, а значит, КФГД совместно со всеми заинтересованными участниками банковского сектора необходимо продолжать активную информационно-разъяснительную работу.

В целом, результаты опроса продемонстрировали высокий уровень осведомленности респондентов о системе гарантирования депозитов: 70% знают о максимальной сумме гарантирования депозитов, в том числе о высокой гарантии по сберегательным вкладам, 76% – о том, что гарантийное возмещение выплачивается КФГД и 68% – о том, что гарантийное возмещение выплачивается в национальной валюте.

Результаты опроса в очередной раз показали необходимость работы по повышению финансовой грамотности населения. Она необходима для управления личными финансами, оптимизации соотношения сбережения-потребление, оценки рисков и принятия разумных решений при инвестировании сбережений, при пользовании различными финансовыми продуктами и услугами. Финансовая грамотность населения способствует притоку средств граждан в экономику страны, развитию конкуренции на финансовых рынках и укреплению финансовой стабильности.

КФГД благодарит банки, поддержавшие инициативу по проведению опроса: АО «Евразийский банк», ДО АО «Банк ВТБ (Казахстан)», АО ДБ «Альфа-Банк», АО «Народный банк Казахстана», АО «Altyn Bank», АО «Банк ЦентрКредит», АО «Отбасы Банк», АО «Kaspi Bank», АО «Нурбанк», ДБ АО «Сбербанк», АО «ForteBank», ДБ АО «Банк Хоум Кредит», АО «Bank RBK» и АО «Торгово-промышленный Банк Китая в г. Алматы».

Напомним, что общая информация о гарантии по депозитам и порядке осуществления выплаты возмещения доступна на сайте КФГД – www.kdif.kz. Вкладчики могут обратиться за консультацией по телефону 1460, в телеграм-чате @kdif_ask, на официальных страницах КФГД deposit.kz в Facebook и Instagram, а также написав на электронный адрес info@kdif.kz.

Источник
Читайте также
Обсуждение
Всего комментариев: 0
avatar