Алматинка Балсулу Алекенова не раз становилась жертвой онлайн-мошенников. По ее словам, микрокредитные организации незаконно "вешают" на казахстанцев займы, и в большинстве случаев людям проще оплатить кредит, чем отстаивать свою правоту в судах
Как доказать, что ты не брал кредит в микрофинансовой организации? История одной алматинки.
Жительница мегаполиса не только доказала, что она не брала кредиты, но и помогла справиться с ситуацией нескольким жертвам. Как обезопасить свои личные данные и не попасть в руки к мошенникам
Оформили кредит из столицы на жительницу Костаная
Первый такой случай произошел с Балсулу Алекеновой еще в августе прошлого года, когда она жила в Костанае. Ей пришло письмо от нотариуса из Нур-Султана, что она должна микрофинансовой организации "Tez finance" 45 232 тенге (чуть больше 100 долларов).
Балсулу позвонила в эту микрофинансовую организацию (МФО). Там ей заявили, что в июле она якобы оформила 20-дневный займ на 30 тысяч тенге, который уже просрочен. С учетом пени общая сумма кредита составила более 45 тысяч тенге. Ей начали блокировать счета. Причем, по их данным, кредит девушка взяла в столице, хотя на тот момент территориально она находилась в Костанае. Балсулу Алекенова сразу же подала заявление в полицию и потребовала договор от МФО.
"Я с трудом доказала, что не брала кредит, на это ушло четыре месяца. Причем без помощи полиции, так как она в этих делах бессильна. Мою кредитную историю очистили, я сменила удостоверение личности и успокоилась", - рассказывает девушка.
МФО используют разные названия
Но на этом история Балсулу не закончилась. Четвертого октября 2021 года, уже будучи жительницей Алматы, девушка узнала, что на нее оформила кредит другая МФО.
"Находясь в филиале "Отбасы банка", чтобы взять квартиру в ипотеку, я узнала, что на меня оформлен онлайн кредит МФО "Lending and financy technologies" на сумму 130 тысяч тенге (305 долларов), причем еще 26 ноября 2020 года. Там брали мелкие суммы по 20-30 тысяч тенге (47-70 долларов). Я почти год не знала, что на мне висит кредит", - поделилась алматинка.
Балсулу Алекенова, наученная горьким опытом, написала заявление в полицию и Агентство по регулированию и развитию финансовых рынков. Также она нашла МФО в интернете, она зарегистрирована на сайте "Деньги клик", но под названием "Деньги маркет", третье их название "Займер", официальное - "Lending and financy technologies".
Выяснилось, что сайт "Займер" обещает выдать кредит кому угодно за несколько минут. Оформление заявки на онлайн-микрокредит, ее анализ и выдача средств происходит без участия человека, в любое время суток и день недели, указано на сайте.
Балсулу Алекенова обратилась в филиал компании, который находился по адресу Толе би, 251 а.
"Написала заявление в МКО. Там еще утверждали, что они являются потерпевшими, а не я", - сетует Алекенова.
Пока что ситуация никак не решается, в компании только обещают разобраться и почистить кредитную историю.
Девять раз пытались оформить кредит
После этого девушка решила посмотреть свою кредитную историю и увидела, что на нее 8 или 9 раз пытались оформить кредит разные МКО, в том числе и российские. Когда Алекенова нашла номера этих компаний и обратилась с претензиями, ей сообщили, что она у них зарегистрирована на сайте и периодически с ее аккаунта поступали заявки.
Балсулу Алекенова предполагает, что ее личные данные могли попасть к мошенникам, когда она поступала в магистратуру онлайн в прошлом году.
"Для этого я сканировала удостоверение, прикрепляла его, сайт при этом зависал. Возможно, мошенники воспользовались. Наши персональные данные не защищены. Достаточно ИИН, чтобы оформить онлайн-кредит. Мне даже в МКО говорили, что любой, кто работает в банке или МКО при увольнении может скопировать данные клиентов и брать онлайн-кредиты", - отмечает жительница Алматы.
Помогала другим казахстанцам
Уже после первого случая к Балсулу Алекеновой стали обращаться другие жертвы мошенничеств, которые годами не знали, что на них висят займы, так как люди не часто проверяют кредитную историю.
"Я их консультировала, помогала доказать, что они не оформляли на себя. Среди таких жертв были обычные сельские домохозяйки, банковские работницы и даже сотрудники полиции. Я помогла двум сотрудникам полиции. Я еще им говорю, вы сами работаете в органах и беспомощны. Но они боятся огласки", - утверждает девушка.
Она призывает людей, попавших в подобную ситуацию, действовать самим незамедлительно и стучать во все двери, а не ждать, когда правоохранительные органы или суд окажут помощь.
Как не стать жертвой мошенников
Между тем в Агентстве по развитию и регулированию финансового рынка Казахстана объяснили, что такие ситуации происходят из-за утечки личных данных. К примеру, многие отправляют свои документы по мессенджерам или электронной почте. Чтобы такие ситуации не происходили, даже если необходимо переслать документы кадровику при приеме на работу, после скачивания обе стороны должны их удалить. Это касается любых интернет-ресурсов и приложений.
"Даже если вы знаете человека, его в любом случае могут взломать. К сожалению, данные любого гражданина легко найти. Есть и базы, которые сливают мошенники, и просто информация в интернете. Если она попадает в руки мошенников, они могут попытаться оформить такой микрозайм", - сказал главный специалист управления внешних коммуникаций АРРФР Дмитрий Акмаев в комментарии корреспонденту Sputnik Казахстан.
Он напомнил, что с этого года были внесены изменения в законодательство, весной вышел большой блок поправок. Часть изменений касалась надзора над сектором микрофинасирования и, в частности, онлайн-займеров. Сейчас внедрили обязательную двух- или трехфазную идентификацию: номер телефона, голосовое подтверждение и запрос дополнительных документов.
"Правила онлайн-займов ужесточились, так как в большинстве случаев мошенники работают именно с ними, когда не нужно приезжать в офис, проходить проверку. Сейчас МФО пытаются проверять, привязан ли номер телефона, по которому человек общается, по его ИИН. Они работают с мобильными операторами, чтобы эту информацию уточнять", - добавил Акмаев
Но, тем не менее, попытки мошенничества совершаются постоянно, и иногда они удаются, признал спикер.
"Либо очень похожий человек попадается, либо очень искусно поделывают документы. Граждане в любом случае не должны платить по таким кредитам", - уточнил Дмитрий Акмаев.
Куда обращаться, если займ все-таки оформили
По словам представителя АРРФР, нужно обратиться сразу в три места:
В организацию, от лица которой выдали кредит, написать заявление, где указать, что займ не брал, от обязательств отказывается и потребовать провести внутреннюю проверку. В правоохранительные органы по месту жительства написать заявление о мошенничестве. В Агентство по регулированию и развитию финансового рынка. Агентство проверит МФО на предмет того, соблюла ли она все регламенты безопасности, которые должна была соблюсти. Если она этого не сделала, то кредит становится ее проблемой, с человека он автоматически снимается. АРРФР, в свою очередь, выносит предписание о нарушениях, которые нужно устранить. Если же МФО все сделала правильно, но мошенник оказался искусным, тогда это компетенция органов внутренних дел. Они проводят расследование, доводят дело до суда.
Как еще мошенники обманывают казахстанцев
Также Дмитрий Акмаев предупредил еще об одном способе мошенничества, на который попадаются многие казахстанцы.
"На карту с другого банка поступает сумма. Триггером служит то, что она менее 50 МРП. К примеру, переводят 110 тысяч. Потом звонит человек, говорит, что ошибся одной цифрой и просит перевести обратно. Он называет свои реквизиты и предлагает оставить себе 10 тысяч за беспокойство. Этого нельзя делать ни в коем случае", - предупреждает представитель АРРФР.
Если вы снимете или переведете эти деньги, в случае оформления на вас микрозайма, вы отправите деньги мошеннику, а сами останетесь еще должны. Снятие или перевод этих средств – факт признания того, что вы действительно их брали, добавил Акмаев.
Чтобы не попасться на эту уловку, нужно пойти в банк и написать заявление, что такого-то числа мне поступили деньги, я от них отказываюсь, так как считаю перевод ошибочным. Прошу вернуть отправителю. Человеку на том конце провода нужно сказать, что вы сделаете все официально через банк. Ему надо предложить написать заявление на возврат в своем банке.
При этом нужно, чтобы на счету эта сумма оставалась в течение двух недель, так как процесс занимает от 1 до 15 дней.