Дорожная вольница без ограничений.
Только за семь месяцев этого года по вине водителей пассажирского автотранспорта произошло семнадцать ДТП, в результате чего три человека погибли, 40 получили ранения.
Эти тревожные цифры прозвучали на пресс-конференции, организованной руководством областного филиала межрегиональной инспекции транспортного контроля «Ертыс».
Его руководитель, главный государственный транспортный инспектор Шынгыс Байкадамов обратил внимание журналистов на три момента, которые способствуют различным нарушениям транспортной дисциплины. Это низкое техническое состояние транспортных средств, неудовлетворительное качество топлива, плохая подготовка водительского состава.
Очень часто водители подвергают опасности свою жизнь и жизнь пассажиров из-за элементарных нарушений графика работы и отдыха на линии. Ведь при выполнении междугородных
перевозок (если водитель осуществляет рейс без напарника-сменщика) за рулём можно находиться не более трёх с половиной часов, затем 45-минутный перерыв, только после этого можно вновь возобновить движение.
Эти правила нарушаются водителями повсеместно, в результате происходят страшные ДТП, как это случилось недавно на юге республики, где водитель заснул за рулём. Автобус выехал на полосу встречного движения, столкнулся с большегрузным автомобилем. В итоге погибли более двадцати человек.
Спрашивается, а судьи... то бишь контролёры (транспортные и дорожные инспекторы) где? Почему они не днюют и не ночуют на дорогах, не пресекают на корню малые и большие нарушения? Что касается работников дорожной полиции, они всегда на боевом посту - и в городе, и за городом. Так, по словам Болата Тусупова, старшего инспектора по особым поручениям отдела дорожной и технической инспекции УДП ДВД ВКО, в нынешнем году из 435 автобусов, курсирующих в Усть-Каменогорске, проверено техническое состояние 432, выявлено 124 неисправных транспортных средства (кстати, на одном из автобусов водитель был в нетрезвом состоянии).
И что дальше? А дальше штраф водителю и предписание руководителям предприятий, где эти автобусы числятся. Честно говоря, и работники автоинспекции, этого не отрицают, совершенно не исключены факты, что через некоторое время технически неисправные автобусы вновь появятся на линии с аналогичными нарушениями.
К сожалению, транспортные инспекторы обладают ещё меньшими возможностями, чем дорожные полицейские. Их на всю область всего 20 (десять в Семее, десять в областном центре). Мало того, что они физически не могут контролировать одиннадцать тысяч километров наших дорог, им законом не разрешено останавливать транспортное средство в пути, а только на начальных или конечных пунктах следования. На территории области всего один стационарный пост транспортного контроля и один мобильный. Отсюда и результаты контроля (менее десяти процентов), о которых говорилось выше.
Выводы неутешительны. Дорожная вольница будет продолжаться до тех пор, пока у контролирующих и надзорных структур не появятся силы и желание этот беспорядок на дорогах остановить. Неслучайно при проведении социологического опроса среди населения всего 20 процентов опрошенных высказали удовлетворение работой пассажирского, городского и междугородного автотранспорта.
Наверное, требуются и новые законодательные меры по наведению порядка в таком важном деле, как перевозка пассажиров. В этой связи Комитетом транспортного контроля республики разработан законопроект, который сейчас находится в Мажилисе Парламента Республики Казахстан. В нём пересмотрены многие функции и задачи работников транспортного контроля, расширены их права и возможности, а для перевозчиков готовится «сюрприз» - обязательное лицензирование пассажирских перевозок.
Владимир МИНЧЕНКО