Дело – труба. Как это было
В квартирах – засуха, на улице – потоп
Трубопровод в районе бульвара Гагарина приковал к себе внимание тысяч горожан на долгие четверо суток. С 14 до 17 января без холодной воды в квартирах сидели 35 000 устькаменогорцев, а 18 января, когда аварийная ситуация внезапно повторилась, – до вечера были отключены «всего» пять тысяч квартир. Чтобы ликвидировать аварию, «Оскемен Водоканал» работал днём и ночью.
В первый раз информация об утечке воды в районе магазина «Рахат» поступила на предприятие «Оскемен Водоканал» ближе к обеду 14 января. Выехавшая бригада обнаружила порыв чугунной трубы диаметром 500 миллиметров, а чуть позже – неисправность задвижки на узле на бульваре Гагарина.
– Порыв был большой – 22,05. Для ликвидации аварии был остановлен водозабор «Октябрьский», – поясняет начальник производственно-технического отдела «Оскемен Водоканала» Наталья Дрождина. – Этот водозабор обеспечивает большую часть Октябрьского района, так что без воды остались жители Студгородка, Электротоваров, Нефтебазы, Прохладной, п. Мирный, улиц Виноградова, Добролюбова, бульвара Гагарина, проспекта Независимости.
Горячие смены в холодной жиже
Работы велись без перерыва на протяжении трёх суток. Авария устранялась до 17 января, за это время были заменены задвижка диаметром 500 мм и аварийный участок того же диаметра.
– К двум бригадам подключили ещё одну. Все были собраны в одну большую команду под руководством директора Ержана Аубакирова, главного инженера Евгения Ковалёва и начальника эксплуатации Александра Сорокина, – добавляет Наталья Дрождина. – Непосредственно на месте за организацию работ отвечали начальник цеха водопроводных сетей Виталий Шилов и мастер цеха водопроводных сетей Сергей Шульга.
Большую работу провели слесари аварийно-восстановительных работ Юрий Гладков, Сарсен Нугужинов, Агзам Катчебаев и их коллеги. Вообще, на устранении аварии было задействовано более 30 человек и примерно столько же единиц техники.
В то же время во дворы подвозили питьевую воду. Чтобы предотвратить аварию на канализационной насосной станции, туда тоже постоянно завозили воду.
Ликвидаторам аварии было непросто не только потому, что на улице крепчал мороз. Главная трудность заключалась в том, что все водозаборы города закольцованы. Это оказалось благом для жителей первых этажей, но вода поступала также на участки, где велись работы по замене части трубы и задвижки. Для ликвидации аварии приходилось её откачивать и вести сварочные работы, находясь в грязной, холодной жиже. Всё это увеличило количество времени на устранение подобной аварии, на которое, по правилам СНиП, отводится не более 48 часов.
17-го января водозабор был запущен. По признанию работников «Оскемен Водоканала», за всё время аварии в диспетчерскую предприятия поступило множество звонков. И большинство абонентов с пониманием отнеслись к сложившейся ситуации. Никто не мог предположить, что труба, срок эксплуатации которой имеет ещё в запасе 13 лет, даст течь.
– С нами находились и оказывали помощь работники «Оскемен-Тартып». Они предоставили два водовоза. Подвоз был затруднен тем, что большая очередь выстраивалась за водой, может быть, где-то не успевали, но старались периодически всем подвезти, – говорит Наталья Дрождина. – Также нам помощь оказала ГКП «Новая Согра». Они выделили откачивающую технику для устранения аварии.
Воды, воды!
Потребители подтверждают, что вода на первых этажах была. Ночью за счёт подъёма давления с других водозаборов она доходила вплоть до 4-го этажа.
Но в остальное время приходилось набирать и остужать кипяток для хозяйственных нужд. Большинство жителей закупали питьевую воду в магазинах, где пятилитровые бутылки закончились уже на вторые сутки, успев кое-где заметно подорожать.
Некоторые пострадавшие горожане о подвозе воды в цистернах не знали, например, как наш читатель Михаил Трифонов, позвонивший в редакцию, чтобы узнать новости. Люди высказывали мнение о необходимости мгновенного оповещения по телевидению, радио, через листовки. Им не хватало информации, многие жаловались, что не могут дозвониться до диспетчерской, узнать о ситуации.
Найти виноватых
Казалось бы, история аварии закончена. Вечером 17-го января сообщили, что предприятие продолжило работу в обычном режиме, а созданная на уровне акима города рабочая группа занимается анализом произошедшего, ищет причины аварии и виноватых. Аким города Ислам Абишев обратился к горожанам с извинениями за причиненные неудобства.
«Водоканал» закрыл изоляцией новую стальную трубу, поставленную вместо лопнувшей чугунной. Дежурные всю ночь проверяли, нет ли течи.
Владельцам затопленных гаражей, расположенных в месте аварии, предложили обращаться на предприятие за разъяснениями по возмещению ущерба.
И снова в бой
Именно из гаражного кооператива 18 января в 9.30 в «Өскемен Водоканал» вновь поступил тревожный звонок: в районе магазина «Рахат» снова лужа! По словам специалистов, вторая авария вызвана порывом в месте соединения стали и чугуна, которое было сделано в период ликвидации первой. Ситуация усугубилась ударившими крещенскими морозами.
– На улице минус 33, а вода – плюс 4, – рассказал Ержан Аубакиров на месте аварии. – Людям очень тяжело работать в таких условиях. Мы организовали передвижные пункты, где можно согреться, выпить чаю, покушать. Утром приезжал аким города, мы попросили помощи в откачке воды, и он дал распоряжение городскому управлению по ЧС. Прислали две пожарные машины. Мы со спасателями уже которые сутки работаем бок о бок.
Справились!
Авария была ликвидирована вечером 18 января. «Водоканал» начал постепенно подключать квартиры к холодному водоснабжению.