Читайте также
09:49
ЦРУ опубликовало отчет о Казахстане
ЦРУ опубликовало очередной отчет о Казахстане, используя собственные методы оценки
Оставить комментарий
На днях страничка сайта Центрального разведывательного управления США, касающаяся Казахстана, получила долгожданное обновление.
Чрезвычайно интересно, что о нас думают в далеком городке Лэнгли, штат Виргиния. И не кто-нибудь, а одна из самых крупных и авторитетных разведок в мире. Что характерно, хотя ими и используются официальные данные, однако не во всех категориях. К примеру, экономику они оценивают как-то по-своему, а потому их данные и наши отличаются.
Однако обо всем по порядку. Итак, по данным ЦРУ, «этнические казахи – это соединение тюркских и монгольских кочевых племен, которые мигрировали в регион в XIII столетии. За всю историю они редко объединялись как единое государство».
Далее они пишут, что территория современного Казахстана «была завоевана Россией в XVIII столетии и… Казахстан стал советской республикой в 1936-м. В течение 1950–60 годов в рамках сельскохозяйственной программы «Целинные земли», многие советские граждане были призваны помочь освоению северных пастбищ Казахстана. Этот приток иммигрантов (главным образом русские, но также и некоторые другие высланные национальности) исказил этническую смесь и позволил неэтническим казахам превзойти численностью уроженцев. Независимость в 1991 г. заставила многих из этих вновь прибывших эмигрировать», – на этом исследование этноса заканчивается. Приятно в данном контексте лишь то, что проживающих ныне в Казахстане по сути «неказахов» фактически назвали пусть неэтническими, но все-таки казахами. Кстати, чуть ниже в отчете приводятся данные недавней переписи населения. Там указывается, что казахов в Казахстане 53 процента, русских 30 процентов, остальное приходится на национальные меньшинства.
Но все же самым интересным по содержательности можно считать раздел странового отчета, посвященный экономике Казахстана. ЦРУ признает, что «экономика Казахстана является наиболее крупной среди стран Центральной Азии в значительной степени из-за обширных природных ресурсов страны». Основными маркерами, формирующими экономические преимущества страны в настоящий момент, они называют: развитие идеологии национального самосознания на основе общности интересов всех проживающих в стране народов, разностороннее развитие нефтегазового направления и горнодобывающих секторов, усиление экономической конкурентоспособности Казахстана, развитие многопартийного парламента и продвижение политических и социальных реформ, укрепление отношений с соседними государствами и другими иностранными державами.
«Казахстан, географически самая большая из прежних советских республик, исключая Россию, обладает огромными запасами ископаемого топлива и многочисленными запасами других полезных ископаемых и металлов, таких как уран, медь, и цинк, – говорится в отчете. – У страны также есть сильный аграрный сектор, ориентирующийся на зерновой и животноводческий кластеры. В 2002 году Казахстан стал первой страной на постсоветском пространстве, которая получила оценку кредитоспособности инвестиционного класса. С 2000 до 2007 года экономика Казахстана росла больше чем на 9 процентов ежегодно. Отрасли промышленности по добыче углеводородов были двигателями этого роста».
Здесь экономисты от ЦРУ делают оговорку, что «географические ограничения и распадающаяся, стареющая инфраструктура представляют серьезные препятствия для дальнейшего развития. Не имея выхода к морю, с ограниченным доступом к экстерриториальным водам, Казахстан зависит от своих соседей, чтобы экспортировать свою продукцию, особенно нефть и газ. Хотя его порты в Каспийском море и железные дороги, несущие нефть, были модернизированы, гражданской авиацией почему-то пренебрегли», – удивляются разведчики.
Интересны наблюдения ЦРУ за Казахстаном в период кризиса: «В конце 2007 года утрата притоков капитала к казахстанским банкам вызвала крушение системы кредитования внутри страны. Последующее и острое падение цен на нефть в 2008 ухудшило экономическую ситуацию, и Казахстан погрузился в рецессию. Тем не менее впоследствии Казахстану удалось справиться с этой бедой. В ответ на кризис правительство Казахстана обесценило тенге, чтобы стабилизировать давление рынка, и простимулировало экономику почти на 19 млрд долларов». Здесь встречается первое несоответствие в данных. На самом деле было затрачено чуть больше 14 млрд долларов, но разведчикам, надо полагать, виднее.
«Растущие товарные цены помогли восстановить экономику Казахстана, которая зарегистрировала 7-процентный рост в 2010 году, – отмечает ЦРУ. –Если и в этом году не случится драматического снижения цен на нефть, то удастся сохранить устойчивый рост и в 2011 году».
И опять о проблемах: «Несмотря на твердые макроэкономические индикаторы, правительство понимает, что его экономика страдает от сверхуверенности в нефти и отраслях сырьевой направленности, так называемой «голландской болезни». В ответ на это Казахстан предпринял честолюбивую программу индустриально-инновационного развития, нацеленную на развитие таких секторов как транспорт, фармацевтические препараты, телекоммуникации, нефтехимические вещества и пищевая промышленность».
До сих пор все было в пределах нормы, где-то льстило, где-то заставляло задуматься о будущности, где-то удивляло. Но дальше по списку следует и вовсе интересная картина, которая объединяет все предыдущие реакции в более сильные эмоции. Будучи в силах отслеживать финансовые потоки по всему миру, ЦРУ начинает подсчет экономических показателей страны, что называется, в натуре. Верить им или не верить – дело каждого. Но тем не менее они есть. И при этом нет оснований не доверять собственно самому разведывательному управлению. Впрочем, можно сделать скидку на идеологическую направленность подобного рода информаций в свободном доступе.
Итак, по данным ЦРУ, в 2010 году ВВП Казахстана сложился на уровне 197,7 миллиарда долларов. Удивляет, не правда ли? Официальный показатель даже с учетом последних уточнений трехдневной давности сложился на уровне 147,5 млрд долларов. То есть каких-нибудь 50 миллиардов где-то затерялись.
Впрочем, мы нагнетаем обстановку. Объяснение этому явлению есть, причем в том же самом отчете ЦРУ. Дело в том, что реальных денег от операций внутри страны и за ее пределами мы, может быть, и имеем на 197,5 млрд долларов. Но согласно внутреннему сдерживаемому курсу доллара, доходов от экономики, по оценкам все того же ЦРУ, мы имеем на 131 млрд долларов. Другими словами, гипотетически мы теряем на сдерживании курса почти 60 млрд долларов. И в этом случае наши официальные данные о 147,5 млрд долларов ВВП выглядят более чем приемлемо.
Прочие экономические показатели в отчете в целом со средним уровнем погрешности сходятся с официальными данными. Причем оговорки всегда делают на практику поддержания курса доллара внутри Казахстана. И это, с одной стороны, должно радовать самых претенциозных представителей США. Их валюту поддерживают. Хоть кто-нибудь в этом мире в последнее время. Остальные – наоборот, «валят» при первой возможности.
Алексей ХРАМКОВ, Алматы - Газета "Литер"