Читайте также
19:18
Что же будет с пенсией в Казахстане. Разъяснение правительства.
Рабочей группой предложены некоторые варианты использования части пенсионных накоплений
Оставить комментарий
В Послании народу Казахстана от 2 сентября 2019 года Глава государства поручил Правительству до конца 2019 года внести предложения о возможности целевого использования работающими гражданами части своих пенсионных накоплений.
Для рассмотрения данного поручения при Правительстве была создана рабочая группа под председательством Заместителя Премьер-Министра РК Бердибека Сапарбаева в составе 25 человек. В нее вошли депутаты Сената и Мажилиса Парламента РК, представители заинтересованных государственных органов, Нацбанка РК, ЕНПФ, ГФСС, ФСМС, общественных объединений, организаций и независимые эксперты, в том числе Олжас Худайбергенов.
Членами рабочей группы были изучены текущее состояние и перспективы развития накопительной пенсионной системы, возможные риски, международный опыт, приняты во внимание предварительные актуарные расчеты по устойчивости ЕНПФ.
Выработанные подходы были поддержаны большинством членов рабочей группы, одобрены Советом по экономической политике, и получили одобрение Главы государства как «первый шаг в решении этого важного вопроса».
В частности, рабочей группой предложены следующие варианты использования части пенсионных накоплений.
Первая категория – работающие граждане, которым предлагается предоставить право использования части пенсионных накоплений на приобретение жилья или дорогостоящее лечение (по отдельному перечню) – это вкладчики ЕНПФ, имеющие пенсионные накопления, превышающие «порог достаточности» (порядка 100 тыс. человек). При этом «порог достаточности» рассчитывался ЕНПФ для каждого возраста отдельно, для мужчин и женщин. Во внимание принималось, что люди более молодого возраста имеют более длительный период будущей трудовой деятельности (до достижения пенсионного возраста) для продолжения накоплений. Предложенный ЕНПФ «порог достаточности» является минимальной пороговой суммой пенсионных накоплений, которая должна накопиться у среднестатистического вкладчика, постоянно участвующего в накопительной пенсионной системе (т.е. регулярно уплачивающего пенсионные взносы), с учетом последующего пополнения до суммы, необходимой для обеспечения пожизненных выплат, за счет новых взносов и инвестиционного дохода. Чем младше вкладчик, тем ниже «порог достаточности».
К примеру, для вкладчика 40-летнего возраста (со средним трудовым стажем 18-20 лет) минимальный «порог» накоплений составляет 6,9 млн тенге для мужчин и 9,8 млн тенге для женщин. Для 63-летнего вкладчика, т.е. человека, достигшего пенсионного возраста, этот порог составил – 8,2 млн тенге для мужчин и порядка 10,1 млн тенге для женщин.
Вторая категория – это состоявшиеся пенсионеры, которым предлагается воспользоваться 50% своих пенсионных накоплений на приобретение жилья или дорогостоящее лечение. При этом обязательным условием является – размер назначенной пенсии (базовая, солидарная и накопительная), обеспечивающей замещение утраченного дохода на уровне не ниже 40%, что соответствует международным стандартам. Таких пенсионеров насчитывается 119,5 тыс. человек.
В 2020 году деятельность рабочей группы продолжается. На сегодняшний день разрабатывается Дорожная карта по дальнейшему развитию пенсионной системы в Республике Казахстан на 2020-2024 годы. По поручению Президента также будет продолжена работа по постепенному расширению круга граждан, которым будет предоставлена возможность целевого использования части пенсионных накоплений.
Введение 5% обязательных пенсионных взносов работодателя, которые должны уплачиваться в пользу работников, было перенесено с 2020 на 2023 год. Таким образом, в Казахстане будет выстроена пенсионная система, основанная на солидарной ответственности государства, работодателя и работника.
При этом необходимо подчеркнуть, что вовлечение работодателей в процесс формирования пенсионного обеспечения работников – широко распространенная международная практика. К примеру, в Российской Федерации взносы в систему социального (пенсионного) обеспечения уплачиваются за счет работодателя в размере 22% от дохода работника, в Республике Беларусь взносы работодателя составляют 28% (работник – 1%), взносы работодателя в Пенсионный фонд Сингапура достигают 17% (за исключением уплаты в пользу работников 55 лет и старше).
По актуарной оценке ЕНПФ, 5% дополнительные взносы работодателя (в совокупности с другими мерами) позволят поддержать уровень замещения пенсионными выплатами не ниже 40% от их прежнего дохода граждан (минимальные стандарты Международной организации труда). Это актуально, в особенности, для низкодоходной категории работников.
Вместе с тем, по поручению Главы государства, необходимо проработать вопрос сохранения баланса между стабильностью социальной и пенсионной систем и сохранению стимулов для бизнеса к созданию рабочих мест и повышению заработной платы.
В реализацию данного поручения рабочей группой выработаны предложения по упрощению механизма уплаты социальных платежей из фонда оплаты труда (в т.ч. ИПН, соц.налог, обязательные пенсионные взносы, обязательные пенсионные взносы работодателя, взносы/отчисления в систему обязательного социального и медицинского страхования), а также по унификации дохода, с которого работодатели уплачивают социальные платежи. Помимо прочих преимуществ данное предложение позволит снизить общую нагрузку на фонд оплаты труда для работодателей с 41% (запланированного на 2025 год) до 35% к 2029 году за счет постепенного введения 5% взносов работодателя и снижения ставки соцналога.
Как сказано выше, сейчас рабочей группой согласовывается проект Дорожной карты по дальнейшему развитию пенсионной системы в Республике Казахстан на 2020-2024 годы. Кроме обозначенных выше мероприятий, в проекте Дорожной карты предусмотрены предложения по дальнейшему совершенствованию системы минимальных гарантий (включая методику определения размера минимальной пенсии и др. социально значимых показателей) и введение минимально гарантированной пенсии.
Важно отметить, что предложения, которые рассматриваются в данном направлении, в основном направлены на повышение адресности и эффективности расходования средств госбюджета на выплату базовой (конституционно гарантированной) пенсии. При этом государство, как и прежде, будет гарантировать сохранность пенсионных взносов в ЕНПФ.
В ходе расширенного заседания Правительства Глава государства подчеркнул, что «вопросы борьбы с теневой экономикой, повышения доли безналичных расчетов, должны оставаться в приоритете как Нацбанка, так и Правительства». Также было озвучено, что «в серьезной модернизации нуждается фискальная политика».
Учитывая, что эффективность накопительной пенсионной системы напрямую зависит от таких аспектов, как регулярность и полнота уплаты взносов работающего населения, уровня их доходов и качества управления пенсионными активами, в проекте Дорожной карты предусмотрен ряд мероприятий по защите прав работающего населения и усилению мер по отношению к недобросовестным работодателям, которые удерживают с работников и своевременно не перечисляют пенсионные взносы (по данным Комитета государственных доходов, текущая задолженность по пенсионным взносам составляет порядка 2,5 млрд тенге).
Деятельность рабочей группы продолжается. Вопрос пенсионного обеспечения очень чувствителен для каждого работающего гражданина. Министерство труда и социальной защиты населения всегда готово к конструктивному диалогу с общественностью и бизнесом, но важно понимать, что в вопросе будущего пенсионной системы нельзя допускать поспешных и непродуманных решений.
Источник
Для рассмотрения данного поручения при Правительстве была создана рабочая группа под председательством Заместителя Премьер-Министра РК Бердибека Сапарбаева в составе 25 человек. В нее вошли депутаты Сената и Мажилиса Парламента РК, представители заинтересованных государственных органов, Нацбанка РК, ЕНПФ, ГФСС, ФСМС, общественных объединений, организаций и независимые эксперты, в том числе Олжас Худайбергенов.
Членами рабочей группы были изучены текущее состояние и перспективы развития накопительной пенсионной системы, возможные риски, международный опыт, приняты во внимание предварительные актуарные расчеты по устойчивости ЕНПФ.
Выработанные подходы были поддержаны большинством членов рабочей группы, одобрены Советом по экономической политике, и получили одобрение Главы государства как «первый шаг в решении этого важного вопроса».
В частности, рабочей группой предложены следующие варианты использования части пенсионных накоплений.
Первая категория – работающие граждане, которым предлагается предоставить право использования части пенсионных накоплений на приобретение жилья или дорогостоящее лечение (по отдельному перечню) – это вкладчики ЕНПФ, имеющие пенсионные накопления, превышающие «порог достаточности» (порядка 100 тыс. человек). При этом «порог достаточности» рассчитывался ЕНПФ для каждого возраста отдельно, для мужчин и женщин. Во внимание принималось, что люди более молодого возраста имеют более длительный период будущей трудовой деятельности (до достижения пенсионного возраста) для продолжения накоплений. Предложенный ЕНПФ «порог достаточности» является минимальной пороговой суммой пенсионных накоплений, которая должна накопиться у среднестатистического вкладчика, постоянно участвующего в накопительной пенсионной системе (т.е. регулярно уплачивающего пенсионные взносы), с учетом последующего пополнения до суммы, необходимой для обеспечения пожизненных выплат, за счет новых взносов и инвестиционного дохода. Чем младше вкладчик, тем ниже «порог достаточности».
К примеру, для вкладчика 40-летнего возраста (со средним трудовым стажем 18-20 лет) минимальный «порог» накоплений составляет 6,9 млн тенге для мужчин и 9,8 млн тенге для женщин. Для 63-летнего вкладчика, т.е. человека, достигшего пенсионного возраста, этот порог составил – 8,2 млн тенге для мужчин и порядка 10,1 млн тенге для женщин.
Вторая категория – это состоявшиеся пенсионеры, которым предлагается воспользоваться 50% своих пенсионных накоплений на приобретение жилья или дорогостоящее лечение. При этом обязательным условием является – размер назначенной пенсии (базовая, солидарная и накопительная), обеспечивающей замещение утраченного дохода на уровне не ниже 40%, что соответствует международным стандартам. Таких пенсионеров насчитывается 119,5 тыс. человек.
В 2020 году деятельность рабочей группы продолжается. На сегодняшний день разрабатывается Дорожная карта по дальнейшему развитию пенсионной системы в Республике Казахстан на 2020-2024 годы. По поручению Президента также будет продолжена работа по постепенному расширению круга граждан, которым будет предоставлена возможность целевого использования части пенсионных накоплений.
Введение 5% обязательных пенсионных взносов работодателя, которые должны уплачиваться в пользу работников, было перенесено с 2020 на 2023 год. Таким образом, в Казахстане будет выстроена пенсионная система, основанная на солидарной ответственности государства, работодателя и работника.
При этом необходимо подчеркнуть, что вовлечение работодателей в процесс формирования пенсионного обеспечения работников – широко распространенная международная практика. К примеру, в Российской Федерации взносы в систему социального (пенсионного) обеспечения уплачиваются за счет работодателя в размере 22% от дохода работника, в Республике Беларусь взносы работодателя составляют 28% (работник – 1%), взносы работодателя в Пенсионный фонд Сингапура достигают 17% (за исключением уплаты в пользу работников 55 лет и старше).
По актуарной оценке ЕНПФ, 5% дополнительные взносы работодателя (в совокупности с другими мерами) позволят поддержать уровень замещения пенсионными выплатами не ниже 40% от их прежнего дохода граждан (минимальные стандарты Международной организации труда). Это актуально, в особенности, для низкодоходной категории работников.
Вместе с тем, по поручению Главы государства, необходимо проработать вопрос сохранения баланса между стабильностью социальной и пенсионной систем и сохранению стимулов для бизнеса к созданию рабочих мест и повышению заработной платы.
В реализацию данного поручения рабочей группой выработаны предложения по упрощению механизма уплаты социальных платежей из фонда оплаты труда (в т.ч. ИПН, соц.налог, обязательные пенсионные взносы, обязательные пенсионные взносы работодателя, взносы/отчисления в систему обязательного социального и медицинского страхования), а также по унификации дохода, с которого работодатели уплачивают социальные платежи. Помимо прочих преимуществ данное предложение позволит снизить общую нагрузку на фонд оплаты труда для работодателей с 41% (запланированного на 2025 год) до 35% к 2029 году за счет постепенного введения 5% взносов работодателя и снижения ставки соцналога.
Как сказано выше, сейчас рабочей группой согласовывается проект Дорожной карты по дальнейшему развитию пенсионной системы в Республике Казахстан на 2020-2024 годы. Кроме обозначенных выше мероприятий, в проекте Дорожной карты предусмотрены предложения по дальнейшему совершенствованию системы минимальных гарантий (включая методику определения размера минимальной пенсии и др. социально значимых показателей) и введение минимально гарантированной пенсии.
Важно отметить, что предложения, которые рассматриваются в данном направлении, в основном направлены на повышение адресности и эффективности расходования средств госбюджета на выплату базовой (конституционно гарантированной) пенсии. При этом государство, как и прежде, будет гарантировать сохранность пенсионных взносов в ЕНПФ.
В ходе расширенного заседания Правительства Глава государства подчеркнул, что «вопросы борьбы с теневой экономикой, повышения доли безналичных расчетов, должны оставаться в приоритете как Нацбанка, так и Правительства». Также было озвучено, что «в серьезной модернизации нуждается фискальная политика».
Учитывая, что эффективность накопительной пенсионной системы напрямую зависит от таких аспектов, как регулярность и полнота уплаты взносов работающего населения, уровня их доходов и качества управления пенсионными активами, в проекте Дорожной карты предусмотрен ряд мероприятий по защите прав работающего населения и усилению мер по отношению к недобросовестным работодателям, которые удерживают с работников и своевременно не перечисляют пенсионные взносы (по данным Комитета государственных доходов, текущая задолженность по пенсионным взносам составляет порядка 2,5 млрд тенге).
Деятельность рабочей группы продолжается. Вопрос пенсионного обеспечения очень чувствителен для каждого работающего гражданина. Министерство труда и социальной защиты населения всегда готово к конструктивному диалогу с общественностью и бизнесом, но важно понимать, что в вопросе будущего пенсионной системы нельзя допускать поспешных и непродуманных решений.
Источник