12:02

Что с коррупцией в Восточном Казахстане?

В последние годы “красный Восток”, как долго за глаза называли Восточно-Казахстанскую область, меняется. Но к лучшему ли? В отличие от прошлого десятилетия, когда область укоряли в консерватизме и “совковости”, сегодня ВКО – в списке самых коррумпированных регионов.

Взгляд со стороны 
Интервью подготовила Галина ВОЛОГОДСКАЯ, Усть-Каменогорск

открыть в новом окне
В последние годы "красный Восток”, как долго за глаза называли Восточно-Казахстанскую область, меняется. Но к лучшему ли? В отличие от прошлого десятилетия, когда область укоряли в консерватизме и "совковости”, сегодня ВКО – в списке самых коррумпированных регионов.

Только в прошлом году в экономической сфере выявлено более 300 преступлений с общим ущербом свыше 6 миллиардов тенге. 144 преступления отнесены к коррупционным, 119 совершены в госорганах, причем в основном служащими акиматов и их структурных подразделений. К уголовной ответственности за коррупцию привлечены 5 сельских акимов, один замакима района. 257 служащих наказаны за коррупционные правонарушения!

Массово, на всех уровнях госуправления издаются незаконные правовые акты. Только в прошлом году прокуроры отменили и изменили свыше 3,4 тысячи актов!

Вот почему в мае для анализа ситуации в Восточном Казахстане побывала экспертная группа Республиканского совета по борьбе с коррупцией партии "Нур Отан”. Какой это дало эффект? Об этом – разговор с акимом Восточного Казахстана Бердибеком САПАРБАЕВЫМ.

– Как вы оцениваете первый опыт выездного заседания Совета по борьбе с коррупцией?

– Работа экспертной группы совета была полезной и конструктивной. Проверка затронула все управления, маслихаты, аппараты акимов городов и районов. Члены группы выезжали в районы, встречались с населением. Нам живое общение с комиссией позволило по-новому построить работу. Например, на руководителей госорганов теперь возложена персональная ответственность за проявления коррупции среди подчиненных.

– С какими критическими замечаниями вы согласны, как будете их устранять?

– Взгляд со стороны всегда полезен, он позволяет выявить недоработки. Объективными были замечания в адрес ЦОНов. После их передачи местным исполнительным органам возникло немало проблем, в том числе по материально-техническому обеспечению. Свести к минимуму коррупцию, в том числе в ЦОНах, можно с помощью полной автоматизации. Чем меньше человеческого фактора, тем ниже шанс столкнуться с вымогательством взятки…

Комиссия указала нам на нарушения финдисциплины, в том числе при использовании бюджетных средств. Будем принимать меры. Вообще мы решили совместно с общественными организациями определить реестр должностей и организаций, наиболее подверженных коррупции. И выработать меры контроля – прежде всего за тем, как расходуются госсредства. Но я хочу подчеркнуть: в области уже проделана большая работа. По данным правовой статистики, в прошлом году количество коррупционных преступлений снизилось на 16,8 процента. И эта тенденция сохраняется.

– Какие инструменты, на ваш взгляд, позволят минимизировать проявления коррупции в Восточном Казахстане?

– У нас принята региональная программа борьбы с коррупцией на 2006–2010 годы. В ней отражены все сферы – бизнеса, прав и интересов граждан, общества, государства… Особое внимание уделено профилактике и формированию нетерпимости к коррупционным действиям. Создано 752 школы правовых знаний, где учатся 26 тысяч человек. Большой эффект дают выезды в районы. Вместе с первыми руководителями департаментов, правоохранительных органов мы встречаемся с населением из глубинки, общаемся напрямую. Часто вопросы  удается решить на месте. Кроме того, руководители области постоянно ведут приемы граждан. В этом году принято уже 135 человек, 53 из них – мною лично. Ну и, конечно, контроль со стороны СМИ – областные руководители постоянно участвуют в "прямых линиях”, отчитываются о работе.

– "Караван” не раз писал о ситуации в селах Октябрьское и Убинка Шемонаихинского района, когда крестьяне остались без прав на землю и имущественного пая. Каким образом власть сможет помочь людям вернуть землю и имущественные доли?

– Эта ситуация возникла не сегодня, а более 10 лет назад. По обращениям жителей Убинки и Октябрьского проверки проводили местные исполнительные органы, финансовая полиция, прокуратура. Сельчане побывали у меня на личном приеме, комиссии из представителей областного и районного акиматов, прокуратуры, земельной инспекции, управления сельского хозяйства и других структур выезжали на места. Есть положительные моменты. Но вообще в соответствии с Конституцией и Гражданским кодексом решения по делам такого рода выносятся только судом. Что мы неоднократно объясняли людям.

Газета "Караван" Новости Восточного Казахстана

Читайте также
Обсуждение
Всего комментариев: 1
avatar
1 Мурат • 19:53, 08.01.2011 [Материал]
Корупция была есть и будет это говорю вам я Мурат бывшии судебный исполнитель.
avatar