Беспризорные животные Усть-Каменогорска
В трудные времена достается не только людям, но и животным. В частности бродячим. - Работают у нас "первобытным" способом: с помощью силков. Только металлической петлей можно захватить собаку, - рассказывает Наталья Завьялова, заместитель директора организации, которая в нынешнем году занимается отловом бродячих животных в Усть-Каменогорске.
Лариса Прокопьева, кинолог, председатель местного клуба любителей и защитников животных, словно в ответ, восклицает:
- Я считаю, что жестокие методы порождают жестокость. Когда люди выбрасывают своих питомцев на улицу, они наивно полагают, что те попадут в хорошие руки. Дети-малолетки от нечего делать начинают издеваться над животными. Позже будут изгаляться над людьми…
Работать не дают
Для г-жи Завьяловой отлов бродячих животных с последующим их умерщвлением - прежде всего, ежедневная работа.
- Мы начали действовать в большом объеме, у меня была бригада из восьми человек, на трех машинах, - рассказывает она. - С апреля в команде всего четверо потому, что программу по отлову сократили вполовину. Ни о какой прибыли не может быть и речи! Работаем себе в убыток. Главное для нас - выполнить обязательства перед бюджетом города. Скорее бы завершился срок...
Изменениям поспособствовала инициатива Ларисы Прокопьевой. Женщина больше двух лет стучится в двери акиматов, отделов, управлений и департаментов. На ее постоянные обращения в городские и областные ведомства наконец отреагировали. Кроме того, что в апреле программа по отлову бродячих животных была сокращена вдвое, в августе был утвержден иск Иртышского департамента экологии по ВКО, и организацию-подрядчика обязали подать документы на экологическую экспертизу. Специализированный межрайонный экономический суд области постановил "приостановить хозяйственную деятельность" организации "в связи с нарушениями экологических требований". Но ее руководство не сдается, подало документы на апелляцию. И дело свое санитары продолжают.
"Это собаки-убийцы!"
Как нам сообщили в травматологическом пункте первой городской больницы, случаев нападения бродячих собак на людей - огромное множество. Наталья Завьялова отмечает, что собаки на улицах в последнее время заметно расплодились. И в этом, по ее мнению, виноваты люди, после окончания сезонных работ на дачах побросавшие питомцев и разъехавшиеся по квартирам. Животные разбежались кто куда и начали бесконтрольно размножаться.
В ТОО, осуществляющее нынче их отлов, поступает множество звонков от укушенных. Больше всего бродячих собак в микрорайоне КШТ, особенно вблизи теплотрасс, и на улице Красина, где псов подкармливают шашлычники. Собаки сходятся к находящимся неподалеку гаражам и когда за машинами приходят люди, на них нападают.
- На КШТ живут целые стаи. Мы боролись с одной два месяца. Были дни, когда ребята поднимали из теплотрассы по 30-40 щенков в день. Сейчас в день стабильно - три-четыре собаки, - продолжает замдиректора ТОО. - А сколько кругом брошенных бойцовых!.. Это собаки-убийцы! Одна жила возле ФОКа на улице Ворошилова. Когда дети шли на тренировки, выбегала им навстречу, пугала. Оказалось, собаку пригрели бомжи, нам пришлось силой ее отбивать.
К началу октября отлов бродячих собак по городу составил 2193 головы. Санитары убрали с улиц 151 собачий труп, что тоже входит в их обязанности.
- Сложно управляться с кошками. Они живут в подвалах, доступ туда неограничен, окна и двери открыты, царит антисанитария. Поэтому мы не беремся их отлавливать. Забираем больных, облезлых животных из подъездов или на улице, - говорит нам Наталья Завьялова. - Мы отловили всего 36 животных и подняли шестнадцать кошачьих трупов. Еще был один экзотический труп… оленя. Как он попал в черту города, неизвестно.
Дорога в петлю
Отлов бродяжек выглядит неэстетично, даже страшно. Но он не может быть другим, по крайней мере, пока. Главным образом потому, что никакого оружия и ядов для этих целей применять нельзя. В Дзержинске (Россия, Московская область) находится ближайший к нам завод-производитель помповых пушек, стреляющих сетью. Работники ТОО отдали 150 тысяч тенге за два таких орудия. При применении выяснилось, что они вообще не функционируют. Пушка громыхают похлеще гранатомета, сеть не раскрывается, животное убегает. А вслед за ним разбегаются остальные собаки в округе. Чтобы собрать сеть, требуется потратить целый час. Вот и остаются только силки-душители.
В прошлом году деятельность по отлову бродячих животных вела ветеринарная клиника.
- Получалось, что люди приходили туда и за деньги усыпляли своих питомцев, - говорит Наталья Завьялова. - Их потом предъявляли в качестве отловленных. В результате (еще и благодаря этому) в городе увеличилось, а не уменьшилось количество бродячих животных. Мы же забираем их бесплатно, и люди стараются отдавать больных, умирающих нам, а не нести в "ветеринарку".
К слову, мы узнавали: усыпить собаку в ветеринарной клинике обходится в среднем в 2000-2500 тенге.
- Владельцы рынков рассказывали, что в прошлом году санитары разбрасывали по базарам яд, через сутки кругом валялись трупы животных, - добавляет г-жа Завьялова. - Нам запретили действовать с помощью яда. Что разрешено, так это ядоприманка. Захоронение трупов животных в скотомогильниках совершают работники ТОО "Оскемен Спецкоммунтранс".
В госучреждениях лесного хозяйства тоже занимаются отстрелом бродячих животных. Например, работники областного союза охотников и рыболовов. Главный охотовед союза Максим Гончаров поясняет:
- Бродячих собак мы отстреливаем только в охотугодьях, до 200-300 голов в год. Они разносят бешенство, не боятся людей, собираются в большие стаи по 20-30 особей. Это опасные звери.
Их пускали на шкуры: сплетни, нападки?
- Завьялова называла эти фотографии фотомонтажом, хотя я снимала на пленочный фотоаппарат, - Лариса Прокопьева показывает нам снимки, на которых видны трупы взрослых собак и щенков, валяющиеся на замерзшей земле.
Тогда, прошлой зимой, фотографии делали также корреспонденты городских газет. По наболевшей теме многократно выходили публикации в прессе.
- Там кровища, понимаете?.. - чуть не плачет г-жа Прокопьева. - Я знаю, что их убивали и пускали на шкуры. Ребятишек, которых я кормила…
Г-жа Завьялова отрицает все обвинения:
- Оппонент распускает про нас всяческие сплетни. Что мы собак режем, делаем из них беляши, снимаем шкуры, в месте захоронения море крови… Это кошмар! Мы приезжали на скотомогильник. Я говорила, мол, вы мне покажите, где видите крематорий. Сочинили сказку-ужастик. Я устала оправдываться!
По ее словам, единственные люди, которые понимают существующую проблему и предлагают свою помощь, - председатели комитетов местного самоуправления. С ними, в отличие от населения, конфликтов не возникает.
- Они забрали мать щенков с улицы Киевской, - возмущается Лариса Прокопьева. - Я ухаживала за этой собакой полтора года, ее кормили люди… К тому же они издевались над женщиной 73 лет, которая стояла на коленях, умоляя отдать собак! Требовали показать паспорта на животных. А где их взять?!.. Забрали собак с частной территории. И сказали, что нашли их за ее пределами.
Мы в ответе за тех кого...
У директора клуба любителей и защитников животных - еще масса обвинений в адрес противников. С документальным подтверждением. Главное же, на что направлена ее, порой, навязчивая, деятельность, - внедрение программы по искоренению безнадзорности животных "Мы в ответе за тех, кого приручили. На законодательном уровне". Не так давно Лариса Прокопьева обратилась к акиму Усть-Каменогорска Исламу Абишеву с письмом, в котором подробно пункты этой программы изложила. Попробуем коротко ее описать.
По мнению кинолога, следует внести в законодательство ряд изменений, чтобы закрепить ответственность за владельцами животных и предотвратить жестокое обращение с ними. Вести контроль за соблюдением правил содержания животных: "Не так, чтобы по городу шел наркоман с бойцовой собакой, а мы боялись вздохнуть и не могли сделать ему замечания", - говорит автор программы. Также в нее входит еще ряд пунктов.
- Я хочу, чтобы нас поддерживали усть-каменогорские власти. Потому, что мы решаем общегородскую проблему, - обращается ко всем г-жа Прокопьева.
Кстати, ее клуб не имеет юридического статуса. Женщина рассказала, что обращалась по этому вопросу в отдел внутренней политики областного центра, чтобы там оказали содействие в регистрации клуба. Ей ответили: нужно открывать ТОО. Но средств на это нет.
- Об обществе в целом судят по его отношению к детям, старикам и животным, - повторяет она всем известные слова. - Зрелое общество не имеет права пользоваться методами, порождающими насилие.
Лариса Прокопьева добавляет, что называть собак бродячими - неверно, эти животные - безнадзорные, потерявшиеся. А бродячих, то бишь диких, по ее словам, поймать практически невозможно.
Сложившаяся ситуация, действительно, неоднозначная. С одной стороны, такие животные представляют опасность для жизни и здоровья людей. С другой, защитники-"гринписовцы" протестуют против отлова, указывая на человеческую бессердечность.
Анна Кривощёкова
Источник: Gazeta.kz