12:38

Атомные перспективы и психические отклонения

Через восемь лет в городе Курчатове наверняка заработает первый опытно-демонстрационный реактор . А чуть позднее – атомная станция.

открыть в новом окне
Через восемь лет в городе Курчатове наверняка заработает первый опытно-демонстрационный реактор – ВТГР (высокотемпературный газовый реактор). А чуть позднее – атомная станция. В том, что атомной энергетике в Казахстане нет альтернативы, "Караван” убеждал директор Национального ядерного центра Кайрат КАДЫРЖАНОВ.

О бабке из Вороньей слободки…

– Сообщение о строительстве в нашем регионе атомного реактора многих не обрадовало.

– Помните, как у Ильфа и Петрова бабушка из Вороньей слободки боялась электричества и пользовалась керосинкой. В итоге сгорела вся слободка от этого керосина. Альтернативы атомной энергетике нет. Виден конец углеводородной энергетике. Все возобновляемые источники, которые мы знаем, к 2100 году составят 7–10 процентов, максимум – 20 процентов. Их хватит для какого-то небольшого конкретного объекта – зимовки, небольшого села. За атомной энергетикой – будущее: и для промышленности, и для производства автомобилей, и для строительства крупных объектов… Тот же уголь постепенно сходит на нет. Об этом в том числе говорят и японские специалисты.

– Давайте поговорим о строительстве реактора в Курчатове.

– В рамках программы "Развитие атомной энергетики в Казахстане”, которая должна быть принята в этом году, мы предполагаем строительство высокотемпературного газового реактора четвертого поколения. Создавать его намерены вместе с японскими специалистами. Работающие сейчас реакторы – это реакторы второго и третьего поколения. Казахстану необходимо догонять мировую энергетику, начав совершенно новый проект. Джон Кеннеди, когда понял, что не догонит Советский Союз в космонавтике, сказал: "Давайте сядем на Луну!”. Американцы не стали повторять чужие ошибки, а поставили другую задачу. И в итоге полностью обошли СССР в космической отрасли! Персональный компьютер – это дитя лунной программы. А кто не знает сковороды с тефлоновым покрытием? Изобретение космонавтики! Таких примеров – сотни! Поэтому повторять чужой путь сложно и бесперспективно.

Водород – это будущее

открыть в новом окне
– Заявлять о строительстве АЭС, как мы ее понимаем, не совсем правильно?

– Сначала будет создан опытно-демонстрационный реактор – ВТГР (он будет запущен в 2018 году). Потом – установка, производящая тепло для города, и следом – атомная станция на базе этого. ВТГР вырабатывает тепло до 1000 градусов. Его можно использовать при производстве и энергии, и тепла для отопления жилья, и для работы того же металлургического производства. Реактор пригодится также для нефтеперегонных и химических заводов, чтобы разлагать нефть и газ на нужные составляющие. С помощью ВТГР можно получать водород абсолютно чистым экологическим способом. А что такое водород? Перспективное топливо для автомобилей, выбрасывающих в атмосферу водные пары. Это – экологически чистый двигатель. На таком автомобиле ездит премьер-министр Японии.

Водород в транспортной энергетике может совершить чудо. Роль водорода в будущем – совершенно уникальная в промышленном производстве всех стран. На встрече в Актау два года назад президенты Казахстана и России Нурсултан НАЗАРБАЕВ и Дмитрий МЕДВЕДЕВ говорили об объединении усилий в создании высокотемпературного газового реактора и движении в сторону водородной экономики. Такой реактор – 50 мегаватт – мы собираемся строить. Это малый реактор. Еще одно преимущество – топливо в нем дожигается больше в разы, чем в других реакторах, сжигающих только половину. Вторая идет в отбросы, их потом надо перерабатывать. Это очень сложный технологический процесс, после которого опять же остается большое количество радиоактивных отходов.

"Более мощной научной силы в стране нет!”

– То есть новый атомный реактор – и экономичный, и многофункциональный?

– У него малое количество радиоактивных отходов. Если нужно производить водород, значит, можно ограничить его этой функцией. Он очень компактный и очень экономичный. Электро-энергия получается в два-три раза дешевле, чем на обычных атомных электростанциях.

– Так ведь это какой конкурент нынешним энергопередающим и энергоснабжающим организациям!

– Совершенно верно. Это будет большой шаг не только в казахстанской энергетике, но и в мировой. О качестве всех электронных систем, об управлении атомным реактором и говорить не приходится. Это как "Тойота” от "Москвича” отличается. Японцы перестали конкурировать в области электроники – мир их здесь догнал. Но они никогда не отдадут атомную энергетику. Японские специалисты очень долго работали на наших реакторах – за 15 лет они выполнили совместных работ примерно на 20 миллионов долларов. Поэтому мы решили создавать с ними реактор четвертого поколения.

– Для строительства такого объекта Курчатов, видимо, выбрали не случайно?

– Безусловно. Здесь сконцентрировано максимальное количество информации в области атомной энергетики. Есть полигон, есть опыт обращения с радиоактивными отходами. У нас расположено три реактора, которые работают около 50 лет. У нас даже уборщицы – особенные.

– С высшим образованием?

– Да (смеется), надо знать, как мыть полы в помещении, где находится атомный реактор. Потенциал Национального ядерного центра – это 2,5 тысячи человек, тысяча – с высшим образованием, 100 докторов и кандидатов наук! Более мощной научной силы в стране нет.

Кто пугает ядерным топливом?

– Оппоненты обвиняют вашу команду в том, что вы собираетесь хранить ядерное топливо в Казахстане, под Курчатовым в частности, и видят в этом очень большую опасность.

– Здесь очень много непонимания. Да, Президент Казахстана предложил разместить у нас банк ядерного топлива. Но это свежий продукт, от него нет вредного излучения. Кроме нас с таким предложением выступили Россия и США. Если банк будет размещен в государстве, подобном США или России, оно может воспользоваться ядерным топливом как элементом политического давления. А вот Казахстан, пользующийся огромным авторитетом с точки зрения нераспространения оружия и закрывший свой полигон, является страной, которой можно доверить свежее ядерное топливо. Еще раз повторю: никакого вреда оно окружающей среде не наносит. Это будет означать и высочайший авторитет, и мировое доверие. Как один из вариантов размещения рассматривался Ульбинский комбинат. Там и так работают со свежим ядерным топливом, есть все условия для его хранения. А что касается отработанного топлива, то, по законам Казахстана, его к нам ввозить нельзя.

– Говорят, что вы выполняете некий политический и финансовый заказ. Отсюда, мол, такое единодушие с коллегами из Федерального ядерного центра РФ. А ваши покровители из МАГАТЭ (Международная организация по атомной энергии) – это часть мирового ядерного лобби: ведь в этой сфере крутятся миллиарды долларов!

– Самое большое лоббирование сейчас – в области производства, торговли и потребления углеводородного сырья. Что касается МАГАТЭ, то, думаю, не зря эта организация в недавнем прошлом была удостоена Нобелевской премии мира. А видеть во всем "интриги мирового ядерного лобби” – это что-то уже на уровне психических отклонений.

Оксана ПРИВЕДЕННАЯ, Семей - Газета Караван

Читайте также
Обсуждение
Всего комментариев: 0
avatar