Аким: откровенно о 2011-м
– Ислам Алмаханович, главный вопрос сейчас, после событий в Жанаозене – существуют ли в Усть-Каменогорске точки социального напряжения?
– Давайте мыслить методом исключения. Где могут возникнуть такие точки, в каких обстоятельствах? К примеру, там, где не выплачивают зарплату.
Сейчас по всей области – не более 100 миллионов тенге, а в 2009 году, когда Сапарбаева назначили, – было около млрд. тенге. По городу было 300 млн. – сейчас не более 17 млн. тенге.
Недовольство населения может быть от отсутствия тепла, электричества, водоснабжения, канализации. Сегодня эти вопросы не стоят. На водоотведение – канализацию – инвестировали более 1,5 млрд. тенге. И в 2009 году мы инвестировали более 450 млн. тенге. В этом году – 606 млн. тенге. Да, где-то бывают отключения на час-полтора, но это не может быть поводом для массового недовольства.
Мы в республике первыми сняли более 30% административных барьеров для предпринимателей. Усть-Каменогорск – единственный в стране город, где нет проблемы получения земельного участка под индивидуальное жилищное строительство (в то время как, например, в Южно-Казахстанской области ждут своих участков около 70 тысяч человек!). У нас в очереди стояли около 14 тысяч жителей. Мы всем дали землю при условии, что за два года они построят дома. А мы проведем инфраструктуру. И постепенно сейчас делаем водоснабжение, дороги, электричество – в Ахмирово, Новоявленке, Самсоновке. В 2012 году закончим с электроснабжением, в 13-м сделаем насыпные дороги, потом – заасфальтируем их.
Вы знаете, на Кирзаводе с отоплением была проблема. Решили еще в 2009 году. На Аблакетке – горячая вода. На Прохладной и в Согре техническую воду пили 20-30 лет – им провели водопроводную. Овечий Ключ без воды сидели – мы решили и это.
Скажите – где ещё сегодня стоит острая проблема, которая может вызвать волнение населения?
– Экология.
– Хорошо, я готов отвечать. Комендантка – относится к экологии? Пионерская протока? Развязка под Ульбинским мостом? Все улицы, где движется автомобильный транспорт – заасфальтированы. Все дворы отремонтированы. Это тоже – экология. Высаживаем деревья, летом поливаем, чистим от мусора. Центр экологического мониторинга работает. Через каждые 20 минут мне поступает обновление информации о состоянии атмосферы города. Я переговорил со всеми первыми руководителями предприятий-загрязнителей. Они согласны установить датчики на своих трубах. Теперь мы можем посчитать, кто сколько выбрасывает вредных веществ. Будем смотреть суммарно, сравнивать с лимитом, данным этому предприятию. И если кто-то превысит лимит, он будет платить в бюджет за дополнительные выбросы.
А вообще, нам надо разобраться. Ведь никто реально не измеряет, от чего болит горло – от экологии или от простуды. Я с медиками разговаривал, у них никакого запрета нет ставить диагнозом ожог от газа или что-то подобное. Ни официального, ни устного запрета.
По индексу загрязнения атмосферы (5 параметров) среди всех городов страны мы на пятом месте, по болезням – тоже (только по онкологии в числе лидеров). Теперь я хочу разобраться, попросил списки больных, кто откуда приехал, где заболел. Потому что все онкобольные с районов едут сюда – ведь там эти заболевания не лечат. А может, виноват Семипалатинский полигон? Надо разобраться по фактам, а то многие берут информацию неизвестно откуда и начинают умничать. Недавно на заседании били тревогу: у нас средняя продолжительность жизни 57 лет! Я официально запросил облстат – 66,7 по городу. И по количеству долгожителей Усть-Каменогорск входит в первую пятерку городов в стране. Откуда человек брал цифру 57? Я считаю, это похоже на фобию.
В Жанаозене сколько человек вышло? Около 500, причем часть из них пошли на штурм по дурости, других напоили, еще кто-то просто из солидарности. Несколько – подготовленных, подкупленных. А населения там – 60 тысяч. Весь город же не встал. Да, проблемы есть, но люди хотят жить мирно. Даже те, кто был чем-то недоволен весь год, кто жаловался, после Жанаозена сказали: наши проблемы – такая мелочь по сравнению с тем что там произошло! Это всё – текущее, решаемое. Это жизнь, она не бывает без проблем, но главное – что мы их замечаем и устраняем постепенно, конкретно, шаг за шагом.
– Самая большая ваша удача в этом году?
– Как человек, как отец отвечу – то, что дочь окончила школу, поступила в Бостонский университет, досрочно сдала экзамены, все на отлично. А как аким города я радуюсь, что всё, что мы намечали в этом году, кроме надземных пешеходных переходов – воплотили. Многолетние проблемы города нам удалось решить.
– А самое большое разочарование?
– Это события 16 декабря. Огромная обида. Ведь то, чем мы всегда гордились – это мир и спокойствие. Сейчас вся страна обсуждает и осуждает эти события. Но простые, формальные собрания – не метод. Я считаю – пропустите ситуацию через себя, и только когда вы полностью убеждены, что это неправильно, говорите другим. Говорите об этом, только если вы всем своим существом отвергаете то, что там произошло. Не надо громких слов для толпы. Поговорите с одним человеком, но так, чтобы он вас понял.
– Как вы оцените прошедший год, работу, которую вы провели вместе с жителями?
– Во-первых, нам удалось намного уменьшить пессимизм. И не скажу – абсолютно, но намного поднять авторитет исполнительной власти – без лозунгов, но конкретными делами. И – я не измерял, но чутьем понимаю – повысился патриотизм горожан, их любовь к родному городу. И в следующем году будем работать в том же направлении. Будем уменьшать негатив, поднимать доверие к власти и патриотизм. А он начинается с семьи, идет от простого, по цепочке. Так в целом будем работать. В чем особенность устькаменогорцев? Здесь не воспринимается никакое пустословие. Только дела. Поэтому будем стараться их совершать.
– Ислам Алмаханович, где вы будете отмечать этот Новый год?
– Как и в прошлые годы – дома, с семьей. Придём на площадь, на ёлочку.