18:06

Интерьвью с акимом Усть-Каменогорска Исламом Абишевым.

Главное сегодня - обеспечить работой предприятия и людей.
Главное сегодня - обеспечить работой предприятия и людей - аким Усть-Каменогорска Ислам Абишев (интервью)

По "Дорожной карте" Усть-Каменогорску предстоит освоить порядка 5,5 млрд. тенге - восстановить и построить дороги, отремонтировать объекты социальной сферы, переобучить и трудоустроить людей. Колоссальные объемы работ и финансовые средства требуют в первую очередь профессионализма акимов на местах, которые в условиях нового времени должны стать "кризисными топ-менеджерами".

От их профессионализма напрямую зависит выполнение большой государственной программы, имя которой - «Дорожная карта». Причем требуется не только выполнение перечня работ, но и эффективность предназначенных на это больших денежных средств, что в условиях текущего экономического кризиса имеет стратегическое значение.

Известная мудрость гласит: деньги любят счет. Умение «считать» - это обязательное условие воплощения Дорожной карты. Тем более что в каждом регионе существуют и свои «накопленные» региональные проблемы, которые так или иначе связаны с самой идеей Дорожной карты, а при жестком планировании расходов эффективность использования средств возрастает в разы.

Конечно, пока еще рано говорить об итогах реализации Дорожной карты, но любой положительный опыт, а тем более опыт экономии средств, без сомнения, пригодится многим казахстанским управленцам.

По словам акима Усть-Каменогорска Ислама Абишева, именно такой подход позволяет очень продуктивно использовать бюджетные средства. Тщательный расчет дает возможность одновременно решить многие застаревшие местные «болячки».

Ислам Алмаханович рассказал, что к выполнению Дорожной карты они подошли с инженерным подходом: определили объем задачи, структурировали ее «поблочно», определили приоритеты в каждом блоке и очередность их выполнения, выбрали тактику, просчитали «прямые затраты» по каждому блоку и объекту в частности.

Но параллельно с этой работой руководители подразделений обучались «хозяйскому подходу». В результате удалось почти в два раза сократить расходы на ремонт планируемых по «карте» объектов, за счет чего «нашлись» деньги и для «старых» проблем. Благодаря «счету до каждой тыинки» в Усть-Каменогорске будут отремонтированы все школы, все библиотеки, намного больше километров дорог, водосетей, дворов и спортплощадок, коллекторов и т.д., и т.п.

-Ислам Алмаханович, согласитесь, выделенные на «Дорожную карту» средства можно освоить без дополнительных "заморочек", четко следуя «спущенным сверху» цифрам затрат. А все накопленные годами городские проблемы, или, как Вы их называете, «наши хотелки», не учтенные Дорожной картой, можно отложить в сторону до лучших времен. Как удалось соединить это?

-Не скрою, я мог закрыть глаза и четко в срок выполнить «Дорожную карту». Но горожане на встречах «загрузили» меня обилием элементарных проблем (таких, как отсутствие питьевой воды, тепла, электричества в некоторых районах города), и откладывать их «на потом» было бы просто преступно. И еще, я не политик, я хозяйственник, с большим опытом практической работы, от руководителя совхоза до акима района, а затем и первого заместителя акима области на юге страны, работал в бизнесе. Приходилось решать много подобных проблем. На прежнем месте работы у меня в компьютере хранились данные обо всех 908 населенных пунктах Южно-Казахстанской области, и я знал все их «хозяйственные слабинки».

Мне также довелось восстанавливать и строить жилье после затопления на юге страны, где за 5,5 месяца было освоено порядка 12,5 млрд. тенге, построено 1639 домов, при этом «уложиться» в 300 долларов за квадратный метр жилья. Все сделали в срок, качественно, ни одна проверочная комиссия не смогла найти нарушений, и при всем этом было сэкономлено 312 млн. тенге республиканских бюджетных денег и 360 млн. - местного бюджета. Так что опыт есть огромный.

Скажу так: просто надо четко и досконально знать, что нужно сделать, сколько это будет стоить, просчитать все предлагаемые варианты до единой тыинки и выбрать оптимальный вариант.

Приведу два местных примера, когда мы вместе с администраторами программ обсуждали в областном управлении экономики предстоящую работу по Дорожной карте, то я поинтересовался у одного из администраторов: «Вот тебе дали 100 млн. тенге на ремонт больницы. А ты знаешь, сколько конкретно квадратных метров там будут штукатурить, сколько надо будет тебе того же «Алинекса» на стены в этой больнице, сколько дверей, окон, метров труб будут менять на каждом конкретном объекте». По его подсчетам рассматриваемый объект стоил 100 млн. тенге, а по моим подсчетам - 50 млн. тенге. Я все четко подсчитал и говорю: «Возвращай половину денег. Мы вместо одного объекта - сделаем на эти деньги еще 2, 3, а то и 4 объекта».

- Вас послушали?

-А кто будет спорить с реальными цифрами? Каждый объект я просчитывал лично. К примеру, первые три планируемые к ремонту улицы лично обмерял, считал, смотрел. Показал руководителям, как это делать, и велел продолжать в том же духе.

Другой пример: приносят «дорожники» проект на текущий ремонт дорог и говорят, что это будет стоить 1,5 млрд. тенге. Начинаем считать, сначала с одним отделом, потом со вторым.

Поверьте, сейчас не то время, когда на накладные расходы ставят 10 процентов, а на непредвиденные - 9 процентов. Сейчас такое время, когда главное - это обеспечить работой предприятия и занять людей, и надо уложиться хотя бы в два процента рентабельности, лишь бы не нулевую, поэтому надо считать «прямые» затраты.

Еще пример: Водоканалу надо поменять трубы. Смета просчитана по нормативам, с печатями, все как положено, одним словом, не придерешься, там только «взрывных работ» на 24 млн. тенге. Начинаю считать, спрашиваю руководителя: «Что ты будешь менять, какая труба, какой диаметр, металлическая или полиэтиленовая, какой глубины будет траншея и т.д.».

По прайс-листу Атырауского завода 1 погонный метр трубы стоит 960 тенге. Когда все подсчитали, у нас получилось 3 млн. тенге, а он ставит 20 млн. тенге.

Говорю ему: «Вот тебе 400 млн. тенге напрямую на все работы, но ты не нанимаешь никаких подрядчиков, ты «тупо» покупаешь необходимые материалы: трубы, электроды, кислородные баллоны, ГСМ, насосы (там порядка 78 наименований) и платишь зарплату. Но с условием: принесешь справку из пенсионного фонда, причем «поименную», сколько ты им перечислил. К примеру, составляет фонд зарплаты 100 млн. тенге, значит 10 млн. тенге ты должен перечислить в пенсионный фонд».

Вот такой жесткий контроль привел к тому, что мы вместо планируемых ранее 20 километров труб теперь поменяем 50 километров.

В районе поселка Аблакетка под Иртышем проходит коллектор. Спрашиваю о стоимости его ремонта у начальника отдела. Отвечает: «Ой, много, миллионов 250-300. Надо ПСД делать, это как минимум 20-25 млн. тенге, и потом специальные работы проводить и так далее». Поехал, посмотрел. Там проходит две нитки. После всех уточнений оказалось, что работу специалисты могут выполнить за 10 дней и потребуется от 25 до 35 млн. тенге. Вот и все. И таких примеров много.

-Осенью завершатся работы по «Дорожной карте», что потом будете делать?

-Планов очень много. Во-первых, работы по «Дорожной карте» продолжатся. Во-вторых, у нас в городе существует проблема «лифтов». Ее решение мы пока отложили, но специалисты продолжают заниматься вопросом создания предприятия по выпуску лифтов на базе «Востокмашзавода». Промышленный потенциал Усть-Каменогорска надо использовать по максимуму.

Не скрою, что, возможно, на первых порах наши в чем-то будут уступать корейским или финским лифтам, но уверен, что программа «казахстанского содержания» поможет быстро набрать нужный опыт и стать конкурентоспособными, ведь «не боги горшки обжигают». Есть еще темы «вентилей», «задвижек» и «арматуры» - мы держим связь с Министерством индустрии и торговли, которое планирует «развитие» этой темы у нас. Так что мы намерены «глубже» войти в орбиту «казахстанского содержания». Задумок много.

-Вам удалось в очень короткие сроки решить вопрос выдачи документов горожанам на их гаражи, получение которых тянулось долгие годы, за что Вам на встречах люди выражают благодарность до сих пор.

Но вот вопрос выделения земельных участков под индивидуальное строительство по-прежнему остается нерешенным. Как обстоят дела в этой сфере?

-Сегодня в Усть-Каменогорске насчитывается 12 тысяч желающих купить землю под индивидуальное строительство. Это значит, что ко всем этим участкам надо подвести инженерные коммуникации, так положено. Земли у нас хватает, а денег на коммуникации - нет.

Когда я познакомился с расходами на электрификацию к 500-м уже выделенным земельным участкам под индивидуальное строительство - у меня «волосы встали дыбом». Потрачено 1 млрд. 300 млн. тенге (по разводящим электросетям на 0,4). Послушайте, так же нельзя! Там еще нет ни тепла, ни воды, канализации, нет дорог. Если мы такие деньги тратим только на электрокоммуникации, то не лучше ли использовать возобновляемые источники энергии - солнечные или ветряные. Этим вопросом сейчас тоже занимаемся. Может быть, поставим на каждом участке совмещенные электроустановки, может быть, будем использовать иные инновационные технологии. Пока решение еще не приято, мы просчитываем все имеющиеся на сегодня варианты.

Далее, предстоит решить вопрос с возведением дешевого жилья - над этим тоже работаем. В этом вопросе очень много нюансов, которые надо «разрулить», включая реальную возможность горожан приобретать жилье по ипотеке. Есть много вариантов возведения доступного современного жилья, и мы работаем над поиском оптимального пути.

-В чем, на Ваш взгляд, главная задача исполнительной власти?

-Человек должен жить в комфортной среде, а ее создание - задача власти, и она должна находить алгоритм решения этой задачи в условиях кризиса.

-Спасибо за откровенный разговор, удачи Вам!

Источник: КАЗИНФОРМ, Людмила Малько

Читайте также
Обсуждение
Всего комментариев: 0
avatar